3113

Чтобы отдых удался

Наступающий сезон отпусков турфирмы встречают в полной готовности. Этим летом главной здравницей для казах­станцев вновь станет Турция. Отечественные авиакомпании заявляют о намерении перевезти на отдых всех желающих, турпакеты распродаются как горячие пирожки, и на этой неделе анталийские курорты уже начали принимать наших первых соотечественников. Об этом и многом другом говорили на открывшейся вчера в Алматы XIV Казахстанской международной туристической выставке KITF, где побывали наши корреспонденты.

550 компаний из 41 страны, сотни официальных лиц - от послов иностранных государств до директоров компаний, десятки тысяч посетителей и потенциальных путешественников - все это KITF-2014. И хотя на выставке казахстанцам презентуют возможности для отдыха более чем в 100 государствах мира, самой излюбленной страной для наших соотечественников остается Турция. По официальным подсчетам, в прошлом сезоне там отдохнули более 230 тыс. казахстанцев! И то в расчет брались только те, кто летал прямыми чартерными рейсами. Еще десятки тысяч людей слетали на отдых в Бодрум, Анталью, Мармарис, Фетхие и Стамбул на регулярных маршрутах. Неудивительно, что на выставке много говорили именно об этой стране.
Как рассказала нам директор компании “Казтур” Салтанат ОМАРОВА, февральская девальвация не могла не отразиться на казахстанском рынке туристических услуг. Ведь за рубежом с отелями и турагентами приходится расплачиваться в иностранной валюте. Как и авиакомпаниям, частично покупающим авиационное топливо за границей. Да и евро в отличие от доллара подорожал аж на 50 тенге. Потому в Казахстане несколько спал спрос на отдых в Европе. Ожидали в этом году и некоторого подорожания в иностранной валюте и туров в Турцию. Однако из-за кризиса на Украине и в ожидании спада потока отдыхающих из Незалежной бизнесмены Турции несколько умерили аппетит и оставили прежние расценки для казахстанцев. Так что отдых в Турции для нас подорожал только в тенге, а не в иностранной валюте. Но планы у большинства отдыхающих от этого не изменились.
- У нас только хорошие ожидания на этот сезон, - говорит Салтанат Омарова. - Граждане покупают туры, несмотря на девальвацию. Просто мы стали замечать, что если раньше путешествующие в Турцию в основном выбирали среднедорогие отели, то теперь наши граждане предпочитают более экономичные варианты размещения. Но туристического спада мы не наблюдаем, люди активно бронируют туры. Только у нас на это лето забронировано уже около 10 тыс. туров в Турцию. Кстати, на этой неделе туда уже вылетел наш первый рейс с отдыхающими.
Правда, отдых в Турции в прошлом году был омрачен чередой форс-мажоров, когда турецкие авиакомпании неожиданно отказывались перевозить казахстанских туристов. Чего только стоит история с разорившейся в самый разгар сезона иностранной авиакомпанией Sky Airlines. Более тысячи отдыхающих тогда не смогли вылететь из Турции домой, и казахстанским властям пришлось принимать экстренные меры для вывоза соотечественников - за ними были отправлены борты МЧС (см. “Не сдюжим мы берег турецкий?”, “Время” от 17.7.2013 г.). К слову, компенсации с банкрота никто не получил до сих пор.
После этого вопиющего случая правительство немедленно подготовило поправки в авиационное законодательство, которое поз­же приняли депутаты и подписал президент. Согласно нововведениям, Казахстан запретил чартерные рейсы иностранных перевозчиков (например, в России к такому решению пришли еще в 1997 году!). Правда, летний сезон иностранцы отработали на прежних условиях. Но уже с осени возникли разговоры: кто же теперь будет возить в Турцию наших туристов? Смогут ли наши авиакомпании взять на себя дополнительную чартерную нагрузку? Эти вопросы мы на выставке переадресовали руководителям турфирм.
- Ажиотажа или нехватки мест нет, - говорит Салтанат Омарова. - Наоборот, они есть с запасом. Например, авиакомпания SCAT значительно увеличила количество рейсов в Турцию. И цены сохранила на приемлемом уровне, чтобы отдых был по карману многим казахстанцам.
Директор туроператора Kompas Анна ЗАГОРУЙКО рассказывает: принятие нового закона приведет к большему порядку на рынке авиауслуг. Туристы и турфирмы будут более защищены от неприятностей. Да и казахстанские авиакомпании не бросят на произвол судьбы своих пассажиров, а с иностранцев будет больше спроса - отвечать за них в случае чего будет их родное государство.
К слову, на SCAT ляжет основная загрузка этим летом - больше половины казахстанских туристов полетят в Турцию рейсами этого перевозчика. Точнее, ее чартерным подразделением Sunday Airlines. В авиакомпании нам пояснили: планируется этим летом выполнить 411 чартерных рейсов в Турцию, на которых будет перевезено около 155 тыс. пассажиров. По сравнению с прошлым годом это на 40 процентов больше. Рейсы эти будут выполняться не только из Алматы и Астаны, но и из большинства областных центров страны - Актобе, Атырау, Караганды, Костаная, Павлодара, Усть-Каменогорска, Шымкента и др. Возможно, кроме Антальи туристов смогут возить и в Бодрум.
На чартерную программу компания готова выделить восемь самолетов. Однако для потребностей рынка достаточно всего пять машин, которые будут загружены в среднем на 70 процентов. Это четыре дальнемагистральных самолета “Боинг-757”, а также первый широкофюзеляжный лайнер “Боинг-767”, который пополнит флот авиакомпании в мае и будет располагать креслами бизнес-класса. Получается, остальные самолеты будут использоваться в качестве резервных.
- Мы ратуем за то, чтобы наша авиация развивалась, - говорит генеральный директор туроператора Tez Tour Талгат ДАИРОВ. - Так что принятие закона о запрете иностранных чартеров играет на руку и казахстанцам, которые будут защищены нашими законами, и отечественной гражданской авиации, которая получила толчок к развитию. Я считаю, что казахстанцев должны возить отечественные авиакомпании. Конечно, у них еще много работы, но это трудоемкий процесс, в котором должен принимать участие не только бизнес, но и государство. Вообще, граждане страны стали чаще выезжать. И это большая заслуга SCAT. Да, на первых порах авиакомпании было тяжело, когда она только развивалась и работала на малых самолетах. А сейчас перевозчик уже дорос до приобретения дальнемагистральных лайнеров! Уже шестой год SCAT работает на чартерных рейсах и всегда выполняет свои обязательства перед партнерами.
Что ж, действительно, теперь нашим туристам можно не переживать за отпускной форс-мажор и с удовольствием отдохнуть на целый год вперед.

Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть