1914

Цифровой неформат,

или Какой сюрприз готовит нефтяной сектор экономике Казахстана

Из-за низких мировых цен налоговую нагрузку для нефтяных компаний снизят - такой радостью поделился на минувшей неделе первый заместитель министра энергетики Узакбай КАРАБАЛИН.

По его словам, вновь открываемые в мире месторождения все чаще приурочены к большим глубинам залегания с более сложными условиями разработки. На большинстве месторождений необходимо применять сложные дорогостоящие технологии. Низкие мировые цены на нефть также оказывают значительное влияние на полное освоение месторождений во всем мире.
И, как специально подчеркнул замминистра, Казахстан в общемировых трендах нефтедобычи - не исключение, поэтому в последние годы и у нас происходит постоянное увеличение себестоимости добычи нефти. Поэтому и рассматриваются возможности корректировки налоговой нагрузки на нефтегазовые компании.
Анализ показал, что за текущий год коэффициент налоговой нагрузки в Казахстане по нефтяному сектору составляет около 72%. Особо же выделяются размеры экспортно-таможенной пошлины на нефть, которые за последние годы выросли с 20 до 80 долларов за баррель. И эта ставка не привязана к мировой цене на нефть и не учитывает уровень рентабельности плательщиков.
Но мы можем быть спокойны, потому что при Министерстве национальной экономики создана специальная рабочая группа с участием представителей Минфина, Мин­энергетики, ассоциации KAZENERGY и нацкомпании “КазМунайГаз”. Эта солидная группа рассмотрит возможности разработки методики по исчислению вывозной таможенной пошлины с привязкой к мировой цене на нефть, применение льготной ставки налога на добычу полезных ископаемых по низкорентабельным месторождениям, резюмировал Узакбай Карабалин.
Ну что же, все изложенное замминистра - истинная правда. С двумя только небольшими уточнениями.
Во-первых, та самая экспортная таможенная пошлина в указанных величинах взимается не с барреля, а с тонны нефти - тут то ли замминистра оговорился, то ли журналисты сильно (более чем в семь раз) переврали.
Во-вторых, всю печальную повесть г-на Карабалина насчет все большей дороговизны освоения новых нефтяных месторождений в мире мы и сами можем прочитать в Интернете. А вот если бы он пояснил, при чем тут давно открытые и освоенные казахстанские месторождения и что давит на нашу себестоимость - было бы интереснее.
Ладно, не будем бередить рану так и не запущенного “иностранными инвесторами” Кашагана - но почему бы иностранным и нашим собственникам советских еще месторождений не приоткрыть завесу даже не коммерческой, а почти государственной тайны расклада затрат, налогов и прибылей?
Будьте проще, господа нефтяники, и народ к вам потянется! Будет больше правдивой информации, будет и больше доверия.
Впрочем, информацию мы можем добыть и сами - с другого конца. Вот, возьмем только что ужатый бюджет на 2015 год: общие доходы утверждены величиной 5875 млрд. тенге, в том числе налоги - 3065 млрд., а из них поступлений от использования природных ресурсов 112 млрд. - 1,9% только-то. Правда, сырьевики напрямую платят в бюджет действительно копейки. Поступления от них идут в Национальный фонд, а уже оттуда - в бюджет трансфертами. Так вот, на этот год основной трансферт имеет величину 1702 млрд. плюс целевой (программа “Нур жол” в действии!) 783 млрд. тенге, итого 2485 млрд. вклада сырьевых экспортеров против 3065 млрд. тенге налогов со всей несырьевой экономики.
Справедлив ли такой расклад при условии, что вся казахстанская экономика фактически на сырьевом экспорте и держится - отдельный разговор. А пока вот какая тревожная штука: именно в этом году вклад сырьевого сектора в бюджет действительно чрезмерный!
Судите сами: поступления от самих-то сырьевых компаний в Нацфонд в этом году утверждены величиной лишь… 1802 млрд. (в тенговом выражении). То есть забрать придется на 683 млрд. тенге больше прихода - мы входим в ситуацию уже не наращивания, а экстренного расходования много лет рекламируемой валютной подушки безопасности страны.
А без этого не свести концы с концами в платежном балансе Казахстана и не удержать тенге от девальвации - что мы вам, дорогие читатели, пока еще обещаем.
Причем ситуация буквально угрожающая. Вот вам цитаты из официального прогнозного документа Миннацэкономики:
“В 2015 году предполагается значительное снижение внешнеторгового оборота. По оценке, цены на нефть сократятся на 44,6% с последующим увеличением к 2020 году. Экспорт товаров в 2015 году будет иметь отрицательную динамику, сокращение составит 44,7%. Однако в 2016-2019 годах ожидается рост экспорта с темпами в среднем 4,5%. Ожидается отрицательная динамика импорта, которая в 2015 году составит 21,8% с постепенным ростом на 1,9% в 2016 -
2019 годах”.
И резюме (это к вопросу расходования валютных резервов и удержания курса тенге): “Ожидается, что текущий счет операций в прогнозируемый период сложится в отрицательных значениях”.
Прогнозировать падение экспорта почти на 45% - это, я вам скажу, все равно что обещать Алматы землетрясение баллов на семь. Причем палка ухудшения внешнеторгового оборота ударит по нам обеими концами: снижение импорта почти на 22% лишит казахстанцев многого необходимого, но не защитит от дефицита платежного баланса и, следовательно, от девальвации тенге.
Одним словом, нужны срочные меры - не зря же встал вопрос о досрочных выборах.
И меры эти, если честно, нужны самые радикальные: в Казахстане (как и в России) внешне ориентированная сырьевая модель исчерпана, пора переходить к совместному национальному развитию.
Впрочем, стоп, никакой паники! Все, оказывается, замечательно восстановится уже в следующем году - стоит только послушать министра национальной экономики Ерболата ДОСАЕВА. Так, в том же цитируемом нами прогнозе, сразу после нагнетания официальной жути насчет 2015 года, сообщается, что доходы бюджета (без учета трансфертов) с 4791 млрд. тенге в этом году скакнут в следующем сразу до 6374 млрд., а в 2016-м вырастут еще до 6857 млрд. тенге. Поступления же от предприятий нефтяного сектора в Национальный фонд в 2016 году с 1,8 трлн. тенге вырастут сразу до 2,9 триллиона.
Вот так: получается, зря господа из АНК обосновывали необходимость досрочных выборов тем, что в 2016-м будет пик кризиса. Похоже, и они, и все депутаты не в курсе столь радужных перспектив.
И лишь только поставленный на экономику министр сохраняет спокойствие духа и неистребимый профессиональный оптимизм: он и налоги нефтяникам снизит, и наполнение бюджета повысит. Если, конечно, досидит до 2016 года.
Хотя не исключено, что в этот замечательный прогноз заложена какая-нибудь “неожиданная” девальвация. Тогда, конечно, цифры можно не только удвоить, но и утроить - долго ли умеючи...

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть