2314

Дело всей его жизни

Тыныштыкбай АУЕСБАЕВ (на снимке) никогда не думал, что посвятит всю свою жизнь работе в такой непростой отрасли, как железная дорога. Со школьной скамьи он мечтал стать металлургом, однако вступительные экзамены в Московский институт стали и сплавов (МИСиС) имени Сталина он, по собственному признанию, завалил - недобрал несколько баллов. И этот случай стал в его жизни поворотным, как и всего, без преувеличения, Казахстана в целом. Поскольку после этого он поступил в Ташкентский институт инженеров транспорта (ТашИИТ), благодаря чему впоследствии претворил в жизнь такие сложные и стратегические проекты, как строительство железной дороги Хромтау - Алтынсарин и Узень - граница Туркменистана, и на транспортной карте появились новые железные дороги в Россию и в сторону Персидского залива.

Правда, сам обладатель орденов “Парасат” и “Барыс” третьей степени не любит, когда журналисты или кто-то из окружающих начинают приравнивать его работу к подвигу.
- Да, сложная работа, ответственная, но зато какая благородная и интересная! - признается аксакал.
Он посвятил железнодорожному строительству более 50 лет жизни, прошел большой трудовой путь от мастера до управляющего строительно-монтажным трестом. Люди по сей день ценят его как сильного руководителя, умеющего создать сплоченный коллектив, хотя Тыныштыкбай Омарович почти год на пенсии. Со многими строителями он проработал бок о бок по 30-40 лет.
- Как вы пришли в железнодорожную отрасль, чем вам понравилась эта сфера?
- Я родился в 1941 году и после учебы в школе хотел поступить в МИСиС. В те годы в стране бурно развивалась тяжелая промышленность, поэтому металлурги были очень востребованы. Но, к сожалению, несмотря на то, что я усиленно готовился к вступительным экзаменам, в вуз поступить не смог - недобрал пару баллов, слишком много желающих было в те годы стать металлургами. Поэтому я вернулся в родное село. В ауле отработал два года шофером в строительной организации, затем решил вновь попытать счастье. Правда, на этот раз я сдал документы в ТашИИТ, поскольку твердо решил стать строителем. Так и привела меня судьба в эту отрасль - после вуза меня направили в организацию “Строительно-монтажный поезд №355” в городе Кызылорде, где в течение нескольких лет доработался до мастера. А в 1973 году меня назначили главным инженером строительно-монтажного треста города Актюбинска.
- Работа железнодорожного строителя у простых обывателей ассоциируется с такими стройками века, как БАМ. В вашей жизни много было таких БАМов?
- Маленьких не сосчитать, и на крупные повезло! - улыбается мой собеседник. - По сути, что такое работа железнодорожного строителя? Если смотреть на нее с точки зрения “взял в одну руку кирпич, в другую - мастерок с раствором и занимайся кладкой до самого вечера”, конечно, мало что интересного. Но мне моя работа всегда нравилась тем, что мы дарили радость людям, делали их жизнь лучше и привносили в нее много ярких моментов. Дело в том, что когда царское правительство через казахскую степь провело железную дорогу, то вдоль нее стояли лишь каменные дома. А нашей задачей, целью советских людей было то, чтобы на разъездах и станциях помимо этих каменных домов появилось много чего другого полезного. К примеру, протяженность железной дороги в западном регионе страны составляет более 4 тысяч километров, а сколько станций и разъездов вдоль этих путей расположено - и не сосчитать! Поэтому, когда через несколько лет работы главным инженером я стал начальником Актюбинского строительно-монтажного треста, то мы днем и ночью реконструировали станции, вокзалы, возводили новые, сдавали в эксплуатацию железнодорожные больницы, детсады и школы для детей железнодорожников, амбулатории и даже средние специальные и высшие учебные заведения. Помимо этого повышали пропускную способность путей, реконструировали локомотивные и вагонные депо, поскольку еще тогда, 20 лет назад, знали, что рано или поздно на смену имеющимся поездам придут новые, более усовершенствованные.
- Тогда презентации новых объектов проходили так же пышно, как сейчас?
- Конечно! Это же была огромная радость в жизни рядовых граждан - будь то небольшая амбулатория, клуб или магазин на определенном разъезде или реконструированный вокзал на конкретной железнодорожной станции. Ведь со строительством этих и других важных объектов со стороны Казахской железной дороги жизнь людей стала намного легче и удобнее. Отпала, к примеру, надобность ехать в соседний аул за медицинской помощью или отдавать детей в школу-интернат в райцентре, поскольку на разъезде появилась собственная.
- Одним словом, не правы те, кто называет вашу работу лишенной творчества и цветных красок?
- Конечно, я с этим не согласен. Хотя, признаю, наша работа, помимо того что творческая, еще и опасная. Когда-то железную дорогу - это было в военное время - приравняли к военным организациям. Это позже она вновь стала гражданской. Зато порядок и дисциплина остались и по сей день. Это здорово помогает в работе. Помимо этого профессия железнодорожного строителя, да и вообще железнодорожника, интересна тем, что можно бесконечно совершенствоваться - новые технологии, новые веяния. Одним словом, есть куда расти.
- А из крупных, так называемых БАМов, о каких можете рассказать?
- Несомненно, это проект строительства железной дороги Хромтау - Алтынсарин. Если помните, до 2003 года путь в Астану из Актобе занимал трое суток! За это время пассажирам приходилось триж­ды проходить через пограничный контроль. А сейчас до Астаны из Актобе курсирует прямой железнодорожный рейс, который всего за 14 часов доставит вас в главный город страны. Само создание нового кратчайшего транзитного направления Хромтау - Алтынсарин завершило формирование железнодорожной сети на северо-западе Казах­стана, что позволило существенно снизить стоимость перевозки грузов на западе республики, в том числе зерновых на экспорт. Помимо этого жители Актюбинской области стали меньше зависеть от поставок мясо-молочной продукции из России и наладили связь с Костанайской областью. Вообще, это был первый крупный инфраструктурный проект с обретением Казахстаном независимости. Прокладка железнодорожной ветки по степи не была легкой - сколько гор и неровностей было на пути! Тем не менее благодаря слаженной и профессиональной работе коллектива удалось проложить современную железную дорогу, обустроить ее, провести линии связи и электропередачи, открыть новые разъезды и станции. Строители живо взялись за дело, подтянув людей и технику из других регионов страны. В последние месяцы строительства желдорстроевцам удавалось проходить по нескольку километров в день. Ни в бывшем Союзе, ни в СНГ не найдется аналога подобному рекорду! Сейчас все это во владении народа, и когда я вижу, насколько их жизнь с открытием линии Хромтау - Алтынсарин стала удобнее, меня переполняет чувство гордости. Я тоже внес свой скромный вклад в это дело государственной важнос­ти, и это дорогого стоит!
- Развитость того или иного государства в том числе определяют по тому, насколько налажена железнодорожная инфраструктура. Какие еще проекты в отрас­ли вы бы отметили особенно?
- Еще один из крупнейших проектов, которым я руководил, - это строительство железнодорожной магистрали Казахстан - Туркменистан с выходом на Персидский залив. Данный коридор позволяет осуществлять прямые поставки грузов между странами по кратчайшему пути, сократить время следования транзитных поездов направлением на Туркменистан через Казахстан и обратно. Кроме того, этот маршрут обеспечит выход грузопотоков с сухопутных к морским путям в регион Персидского залива и в целом соединит Европу и Азию. Это очень дорогостоящий проект, и аналогов ему в СНГ нет.
Помимо этого у нас, в Казах­стане, выпускают тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны по новейшей технологии. А предстоящее открытие рельсобалочного завода в Актобе чего стоит! Все это доказывает нашу экономическую мощь, а также мудрость и дальновидность политики президента нашей страны.

Асем ТОЛЕУ, фото из личного архива Тыныштыкбая АУЕСБАЕВА, Актобе

Поделиться
Класснуть