3961

Договор дороже денег, или Зачем “материку” ЕАЭС киргизское “взморье”?

Рынок “Дордой” как зеркало киргизской экономики.

Чем ближе дата вступления в силу договора о Евразийском экономическом союзе, тем очевиднее становятся проблемы, связанные с его потенциальными “новобранцами”. В частности, на днях всерьез заговорили о том, что вступление Киргизии в ЕАЭС совсем не выгодно... Казахстану.
Хотя интеграция соседней страны - вопрос, кажется, почти решенный. По крайней мере, к 1 января 2015 года, когда ЕАЭС заработает на практике, Киргизия рассчитывает стать его членом.

10 октября в Минске состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. По его итогам был подписан договор о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу. Таким образом, она стала четвертой страной - членом ЕАЭС наряду с Казахстаном, Россией и Белоруссией.
Кроме того, на саммите была принята “Дорожная карта” по присоединению Киргизии к ЕАЭС в качестве полноправного члена.
Президент этой страны Алмазбек АТАМБАЕВ заявил, что Бишкек рассчитывает интегрироваться с ЕАЭС к 1 января 2015 года.
Картина внешне радужная. Но у многих возникает вопрос: зачем странам Таможенного союза такой слабый партнер, как Киргизия? Политологи все чаще приходят к выводу: интерес здесь сугубо политический и при этом исключительно российский. А расплачиваться за это - деньгами в том числе - придется Казахстану.
На такую перспективу прозрачно намекнул в своем интервью российскому каналу РБК директор Центра политических исследований Российского финансового университета Павел САЛИН.
- Казахстан очень сильно не хочет видеть Киргизию в интеграционных объединениях, - заявил эксперт вечером 10 октября. - Дело в том, что в Киргизии расположен крупнейший в Центральной Азии рынок китайского ширпотреба (“Дордой”. - В. Б.). Там у Казах­стана в силу разных причин границы почти прозрачные. И если они официально станут прозрачными, то многие отрасли казахстанской экономики просто накроются медным тазом. Поэтому, будет ли дальше интеграция, будет ли Киргизия включена в интеграционный процесс, большой вопрос.
Кого именно имел в виду г-н Салин, говоря: “Казахстан не хочет”, - чиновников, народ, бизнесменов или кого-то еще, - можно только догадываться. Однако некоторые казахстанские эксперты согласны с российским ученым. Среди них политолог Александр КНЯЗЕВ.
- Я думаю, что принятие Киргизии в Таможенный союз и ЕАЭС нанесет вред не только Казахстану, но и самому смыслу этих союзов, - поделился мнением с нашим корреспондентом эксперт. - Ведь их смысл в том, чтобы создавать условия для развития собственного производства, ограничивая через таможенные пошлины ввоз иностранных, в частности, китайских товаров.
Но в Киргизии отсутствует сильное государство, нет условий для соответствующего таможенного и пограничного контроля, а настроение киргизской политической и бизнес-элиты направлено на то, чтобы сохранить реэкспорт товаров. Ведь, пользуясь участием в ВТО, в Киргизию ввозят по низким пошлинам китайские товары, которые потом пойдут по Таможенному союзу.
- Еще одна проблема - отсутствие у Киргизии делимитированной границы с Узбекистаном и Таджикистаном, - продолжает Князев. - Из-за этого не исключены приграничные конфликты, ответственность за которые после интеграции будет ложиться не только на Киргизию, но и на другие страны ЕАЭС. Это будет грозить контра­бандой, в мягком случае - ТНП, в более серьезном - наркотиков и, возможно, оружия. Добавьте к этому неконтролируемые потоки миграции, дешевой рабочей силы и экстремизма. А это уже вопросы не только экономики, но и сферы безопасности.
Не стоит забывать: Киргизия была и остается рынком дешевых молочных продуктов, мяса и плодово-овощной продукции. Несомненно, после вступления соседей в ТС и ЕАЭС вся эта продукция хлынет на казахстанский рынок, и отечественный производитель получит удар под дых.
Впрочем, не все опрошенные нами эксперты разделяют столь скептический взгляд.
- Действительно, есть определенные моменты, касающиеся, например, импорта китайских товаров, которые не устраивают Казахстан, - признает политолог Рустам БУРНАШЕВ. - Но нужно понимать, что сейчас политические факторы зачастую важнее экономических. Организация (ЕАЭС. - Ред.) должна расти быстрее - именно этого добивается Россия. К слову, и киргизские власти хотят вступить в Таможенный союз и впоследствии в ЕАЭС исходя больше из политических, нежели экономических причин. Так что, я думаю, уже в 2015 году Бишкек официально подпишет все документы, хотя, повторяю, есть сомнения, что это будет выгодно другим участникам союза и эффективно для всей организации в целом.
Есть среди наших респондентов и те, кто полагает: членство Киргизии в интеграционных объединениях под крылом России - большой вопрос.
- Я вижу как минимум три причины, из-за которых вступление Киргизии в Таможенный союз и ЕАЭС пока невозможно, - рассуждает директор Казахстанского института стратегических исследований Булат СУЛТАНОВ. - Первый аспект экономический. Есть требования к Киргизии по так называемой “Дорожной карте” Таможенного союза, и я пока не вижу, чтобы в Бишкеке их выполняли. Второй момент: как показал не так давно проведенный опрос, 50 процентов населения Киргизии не поддерживает идею вступления страны в вышеперечисленные организации. Как мы знаем, Киргизия - это питомник “оранжевых революций” в Центральной Азии, и есть вероятность, что вступление государства в экономические союзы может привести к серьезным политическим изменениям - беспорядкам и так далее. Уверен, что это не нужно ни Бишкеку, ни Астане, ни Москве с Минском. Ну и третья причина - членство Киргизии в ВТО. Сейчас соседняя страна, по сути, перевалочный пункт для китайских товаров, которые оттуда любой ценой - порой нарушая целый букет законов - переправляют в Казахстан и Россию. Разумеется, это не устраивает других членов ЕАЭС. Поэтому претензии к Киргизии у всех одинаковые - и у Казахстана, и у России, и у Белоруссии.
Впрочем, окончательно вопрос о том, принимать или не принимать Киргизию в ЕАЭС, решат главы государств, уже вступивших в союз. Пока же руководство Казахстана помогает соседней стране чем может. В частности, мы выделили 100 млн. долларов на реализацию “Дорожной карты” по вступлению Киргизии в ТС. По словам замминистра экономики КР Данила ИБРАЕВА, эти деньги Бишкек направит на развитие сельского хозяйства и ветеринарии республики. В понедельник в ходе заседания межправительственного совета РК и КР достигнута договоренность: Казахстан выделит Киргизии дополнительную безвозмездную помощь, поспособствует преодолению энергетического кризиса в соседней стране.
А вчера - в день подписания главой нашего государства Закона “О ратификации договора о ЕАЭС” - Нурсултан НАЗАРБАЕВ встретился с киргизским премьером Джо­омартом ОТОРБАЕВЫМ и еще раз подтвердил: Астана окажет Бишкеку всю необходимую помощь.
Так что теперь вопросы вроде “принимать или не принимать?”, “в коня ли корм?” и т. п. переходят в разряд риторических. Что будет дальше - покажет время.

Виктор БУРДИН, Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть