5285

Энергия полёта и пролёта

Сегодня только ленивый не обсуждает начатую в стране очередную легализацию капиталов и имущества. По оценкам экспертов, в ходе ее в страну может быть возвращено до 11 млрд. долларов.

Много это или мало? По данным Нацбанка РК, в ходе первой легализации в 2001 году было возвращено порядка $480 млн., в 2006-м - уже $6,8 млрд. Теперь вот ждем 11 млрд. Как видим, ставки растут. И в этом нет ничего удивительного. Казахстан является одним из мировых лидеров по вывозу капитала за рубеж, твердо входя по этому показателю в первую десятку стран. Как утверждает авторитетная международная организация Tax Justice Network, за годы независимости из Казахстана в офшоры уведено 138 млрд. долларов.


Позиция государства
Для Казахстана отток капитала - крайне болезненная тема. Настолько, что весной этого года в ныне реформированном Агентстве финансовой полиции объявили о том, что страна приступает к масштабной борьбе с выводом средств в офшоры.
“При разработке стратегии нами уделено пристальное внимание  проблеме масштабного использования офшоров отечественными предприятиями. Помимо перманентного вывода за рубеж весьма угрожающей видится проблема отсутствия прозрачности в структуре владения в стратегических казахстанских компаниях. В настоящее время  идентификация конечного бенефициара компании представляется невозможной”, - сказал Олжас Бектенов, начальник информационно-аналитического департамента агентства.
По его словам, в новой стратегии будет отражено положение  о необходимости интеграции с мировым сообществом. “До конца 2015 года будет создана система межстранового автоматического обмена информацией в режиме онлайн”, - добавил представитель финпола.


Ничего личного, только бизнес
Бизнесмены между тем не спят и в ответ на действия государства с завидной изобретательностью придумывают все новые способы зарабатывания денег и увода их из страны. Ведь чтобы что-нибудь перевести в офшор, надо это что-нибудь где-нибудь взять…  
Но поскольку реально прибыльных сфер в Казахстане не так много и места возле нефтяной трубы и источников другого сырья давно заняты, некоторые умные товарищи обратили внимание на энергокомплекс, а точнее, на тесно связанное с ним коммунальное хозяйство. Тоже золотое дно для тех, кто понимает и умеет.
За примерами далеко ходить не будем. Работает на севере и в центре нашей республики АО “Центрально-Азиатская электроэнергетическая корпорация” (ЦАЭК). Это одна из крупных частных энергетических компаний в Казахстане, производящая свыше 7 процентов всей электроэнергии страны. Компания объединяет 4 теплоэлектроцентрали (Павлодарские ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, Экибастузская ТЭЦ, Петропавловская ТЭЦ-2), электрические сети Павлодарской и Северо-Казахстанской областей, тепловые сети Павлодара, Экибастуза и Петропавловска, сбытовые компании в этих городах и Астане.
Для начала - немного о структуре. Разобраться в ней непросто, поскольку очень уж ее запутали создатели. Но, в принципе, возможно. В состав акционеров ЦАЭК входят АО “Центрально-Азиатская топливно-энергетическая компания” (ЦАТЭК) с 62,12%, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) с 24,99% и Исламский инфраструктурный фонд (ИИФ) с 12,89% акций.  
ЦАЭК заявляет, что реализует долгосрочную инвестиционную программу на 2009-2018 годы. В основном она направлена на реконструкцию и расширение имеющихся энергетических источников в Павлодаре, Экибастузе и Петропавловске. Общая стоимость программы 192 млрд. тенге.
При этом финансируется она таким образом: 16,5 млрд. тенге (9%) собственные средства; 44,7 млрд. тенге (23%) кредитные ресурсы; 60 млрд. тенге (31%) тарифная смета; 70,8 млрд. тенге (37%) инвестиционная составляющая предельных тарифов.


Танцы с бубнами
Пока вроде бы все нормально. А вот дальше начинаются “танцы с бубнами”. Стоимость инвестиционных программ складывается из сметной стоимости проектов, разработанных проектными институтами. На их основе уполномоченным органом - Министерством энергетики (ранее Министерством индустрии и новых технологий) - заключаются соглашения об исполнении инвестиционных обязательств. А основным проектировщиком АО “Павлодарэнерго” и АО “СевКазЭнерго” является АО “КазНИПИЭнергопром”, входящее в состав ЦАТЭК и “Павлодарэнергопроект”, аффилированный с ним. Как правило, в таких случаях легко завышать и стоимость проектных работ, и цены на оборудование в готовых проектах.
Это ведь несложно. Заказало, к примеру, “Павлодарэнерго” своему же собственному институту КазНИПИЭнергопром разработать проект и смету реконструкции, скажем, ТЭЦ-2 в этом крупном промышленном городе. Что насчитал дочерний проектировщик и какую сумму - утвердило Минэнерго. “Павлодарэнерго” же провело внутри родной группы тендер и кому строительство поручило? Правильно - тоже родному “СредАзЭнергомонтаж-Павлодар”.
Но не только на казахстанском севере так “развиваются” владельцы этого холдинга. Им и столица - вполне подходящий плацдарм. Как известно, “Каз­НИПИЭнергопром” с “Павлодар­энергопроект” сотворили ТЭО, смету и прочую документацию по реконструкции ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 и строительству первой очереди ТЭЦ-3. И даже нашли, кто строить будет. Уже никто не удивляется, что строить будет опять акционерам близкий, потому что свой - “ЦентрКазЭнергомонтаж”.  И вот уже внимательный наблюдатель констатирует, что стоимость программ с первоначальных 221 млрд. тенге выросла до 280 млрд. Интересно, ведь формально тендер проводится на проектирование и строительство. Только проводится между собой. На троих, что ли?
Помимо вышеперечисленных в империи ЦАТЭК есть еще компании: трест “СредАзЭнергоПром”, “САЭМинжиниринг”, “САЭМснабтехкомплект”, АО “Кокше” и другие, которые сами себе рисуют сметы, заказывают работы, выполняют их, контролируют выполнение работ и принимают выполненное.  
Нетрудно догадаться, что деньги в итоге снова приходят к акционерам, но уже с учетом выполнения инвестпрограмм и включением в тариф. И, как правило, эти компании сами не выполняют работы, а отдают в субподряд, предварительно защитив все свои интересы.
Вы спросите: а где же конт­роль? Да вот же он! Государственный контроль за составлением и исполнением инвестиционных программ осуществляется АРЕМ и Министерством энергетики. АРЕМ утверждает тарифы и инвестиционные программы субъектов естественных монополий (вспомним, основным источником финансирования инвестиционной программы ЦАЭК являются тарифная смета и инвестиционная составляющая предельных тарифов - 68%, или 130,8 млрд. тенге). Минэнергетики выдает отраслевое заключение на проекты по инвестиционной программе, и с данным ведомством субъекты естественных монополий заключают соглашения по исполнению программ. Ни у одного из перечисленных ведомств вопросов не возникает. Значит, они согласны с тем, что стоимость прироста 1 МВт энергии у ЦАЭК почти в два раза больше, чем у других?
И надо понимать, что бизнесмены от ЦАТЭК все эти деньги проводят как инвестиции. То есть потому они включаются в тариф. То есть оплачиваем их мы - потребители.
За 2009-2013 годы инвестиционные обязательства ЦАЭК исполнены на сумму 83,4 млрд. тенге, или 43,4% от общей стоимости. При этом за этот период рост электрической мощности составил всего 119 МВт, то есть стоимость 1 МВт электрической мощности декларируется ЦАЭК в 700,8 млн. тенге. В то время как в среднем по стране стоимость 1 МВт оценивается в 360 млн. тенге. Завышение затрат в два раза.


Потребитель ответит за всё
Потребители тепла и электро­энергии в Северном Казахстане и Павлодаре давно уже в недоумении и ужасе: на оплату коммунальных услуг у них уходит до половины доходов. Нигде в стране больше нет таких тарифов! Но вспомним - АРЕМ против них не возражает…
И тут новая схема. Платежи с потребителей АО “Павлодарэнерго” и АО “СевКазЭнерго” за электричество, тепло и горячую воду собирают энергоснабжающие организации ТОО “Севказэнергосбыт” и ТОО “Павлодарэнергосбыт”. Данные компании на постоянной основе кредитуются у Эксимбанка по высоким ставкам для оплаты услуг АО “Павлодарэнерго” и АО “СевКазЭнерго”. Таким образом, львиная часть прибыли поставщиков (ТЭЦ, тепловые и электрические сети) вместо модернизации энергокомплексов идет на покрытие высоких ставок кредитов Эк­симбанка. Аналогичная схема ЦАЭК используется в Астане через энергоснабжающую организацию ТОО “Астанаэнергосбыт”. Но тот же ЦАТЭК, который входит в состав акционеров ЦАЭК (62,12%),  входит в состав акционеров Эк­симбанка с долей в 24,99%. Есть в этом банке и не указанные на официальном сайте банка акционеры, которые якобы зарегистрированы в офшорах.
И куда им столько денег, хочется спросить. На себя, разумеется, любимых. С комфортом жить, красиво летать…  Для полетов, кстати, даже есть собственная авиакомпания KazAirJet, правда, формально не входящая в империю ЦАТЭК, но зато предлагающая авиапутешествия с императорской роскошью на собственных самолетах и вертолетах Cessna Citation CJ3, Hawker900 XP, Premier 1 A, Як-40, Як-42, Agusta A-119, Bell 206 L-3.
Как видим, одни - в полете, а потребители - в пролете.
Сложно и запутанно, скажете вы? А кто сказал, что должно быть легко? Похоже, без привлечения высококвалифицированных экспертов оценить возможный ущерб экономике страны от подобной схемы невозможно.

Иван НЕПОМНЯЩИЙ, Петропавловск

 

P.S. Просим считать эту публикацию официальным запросом в Генеральную прокуратуру, КНБ, Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции, Минфин и Счетную палату...

Поделиться
Класснуть