2802

Этот горький отечественный бензин

Куда нас ведут цены на ГСМ: в Ашхабад, Ташкент или Москву?

Не успели мы с вами затронуть тему роста цен на бензин под российскую планку (“За чужой валютой не набегаешься”, см. “Время” от 16.3.2017 г.), как СМИ дали еще несколько поводов для треволнений на ту же тему. Читателей огорошили, например, заявлением, что казахстанский бензин - один из самых дорогих в мире. Хотя еще недавно сообщалось, что дешевле, чем у нас, заправить автомобиль можно только в Туркмении.

Спешу всех успокоить: и то, что бензин у нас по-прежнему дешев, и что он у нас уже слишком дорог - правда.
Да, арифметически, если сравнивать в американской валюте, бензин у нас пока еще недотягивает до российского и, кстати, американского - там и там стоимость литра в районе 67-68 центов, тогда как у нас пока только около 46. Даже в таком же нефтяном, как и мы, Азербайджане бензин стоит дороже - 60 центов. И ровно так же в соседней с нами и совсем не нефтяной Киргизии. А можно, чтобы совсем успокоить наших разгоряченных дороговизной автомобилистов, назвать ряд государств, где заправить бак обойдется в американской валюте в два-три раза дороже. Узбекистан, Таиланд, Буркина-Фасо, Гондурас, Китай и Сирия - во всех этих так непохожих странах за литр бензина одинаково берут чуть дешевле или чуть дороже одного доллара. А в Европе - от полутора долларов и выше.
В Туркмении - да, там литр в долларовом эквиваленте стоит всего-то 28 центов. Но если и это вам дороговато, поезжайте в Саудовскую Аравию, там только 24 цента. А есть еще и такая страна - Венесуэла, там (только не умрите от зависти!) за один доллар (если он у вас найдется, конечно) вам нальют сразу… полный бак!
Так вот, если конкретно для нас, и не в центах, а в тенге, то казах­станский бензин для Казахстана уже несоразмерно дорог, а его неизбежное подтягивание к российской стоимости тем более чрезмерно. Несоразмерность стоимости бензина проявляется во всех видах: и с точки зрения в разы меньшими по сравнению с американскими или европейскими доходами нашего населения, и повышенной потребности в автотранспорте на наших громадных просторах, и ввиду изобилия нефтяных месторождений вместе с унаследованными от СССР мощными нефтеперерабатывающими заводами.
Короче, нам и по необходимости, и по возможности в самый бы раз иметь стоимость бензина пусть не на уровне Туркмении, но хотя бы чуть-чуть ниже, а не сильно вверх от нынешнего уровня. А такие надежды - что цены на бензин у нас снизятся - имелись и пока еще имеются. Они подогреваются ежегодными (в течение лет уже десяти, как минимум) обещаниями закончить наконец модернизацию казахстанских НПЗ. Но и этот свет в конце бесконечного туннеля СМИ поторопились затмить. Экономист Сергей Смирнов заявил: модернизация НПЗ не поможет - бензин будет дорожать. Приведя тому достаточно аргументов.
Мы же, не заморачивая голову читателей цифрами, сейчас вам все объясним буквально на пальцах, вернее на карте.
Посмотрите на географию дис­локации казахстанских НПЗ - ну и начудили товарищи большевики! Павлодарский и Чимкентский построены в местностях, где нефтью на сотни и тысячи верст вокруг даже не пахло, не было и не предвиделось. И даже на богатом нефтью западе нефтеперерабатывающий завод был заложен как раз в далеком от серьезных нефтепромыслов городе Гурьеве, причем за три десятилетия до того, как было открыто богатейшее Тенгизское месторождение.
На самом же деле госплановские коммунисты были отнюдь не дураки: они заложили оптимальный транспортно-географический треугольник получения ГСМ, из вершин которого наиболее просто и дешево снабжались бы основные центры промышленности и народонаселение Казахской ССР. Для чего не нефтяные Павлодар и Чимкент насадили на очень не глупый неф­тепровод Омск - Чарджоу, связывающий сибирский и туркменский нефтяные регионы.
Что же сотворили наши рыночники? Они разобрали все технологические и логистические взаимосвязи “от скважины до бензоколонки” на приватизированные кусочки, к тому же отдав самые лакомые из них иностранцам. В отличие, кстати, от России, где разгромом
ЮКОСа планы иностранной приватизации “нефтянки” были обращены вспять.
Открою секрет: более дорогой российский бензин, к ценам на который нас неотвратимо подтягивают, на самом деле более дешевый. Потому что в отличие от наших российские НПЗ сохранены в составе ВИКов - вертикально интегрированных компаний. В которых проблем с обеспечением нефтью меньше, соответственно, меньше и сквозные затраты, а потому и модернизация на стандарты Евро-4 и Евро-5 уже проведена. Другое дело, что в российских ГСМ гораздо выше доля налогов, и в результате подтягивание нашего бензина к российским ценам будет работать на пополнение не казахстанского бюджета, а частных карманов.

Вот так уже второй десяток лет наше много раз уже смененное правительство с многократно перетасованными ведомствами, отвечающими за нефтедобычу и неф­тепереработку, антимонопольную и ценовую политику, налоги и таможенные сборы, просто присутствует при этом мелко нарубленном государственно-частном винегрете, не в силах ни навести порядок среди нынешних игроков, ни правильно структурировать всю отрасль.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть