3263

Казахские американские горки

Нацбанк опубликовал свежий документ о предварительной оценке платежного баланса Казахстана за первый квартал и реальном обменном курсе тенге. Самое главное в нем - констатация дальнейшего падения внешнеэкономических оборотов. Экспорт товаров снизился на 30,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года и на 16,7% против показателя предыдущего - четвертого квартала. Импорт товаров продолжил падение почти столь же стремительное - на 27,8% относительно того, что было год назад.

Вообще, первый квартал получился невезучим: если к началу прошлогоднего декабря нефть держалась в районе 45 долларов за баррель и к новому году сползла до 35, то январь провалился: цены падали даже ниже 30 долларов. Февраль чуть приподнял планку, но не выше 35, и только март вывел стоимость барреля в район 40. Сейчас цены обнадеживающе поднялись почти до 50 долларов, но как это поправит наши дела - увидим не сразу.
Надо заметить: как раз то, что импорт падает, не отставая от экспорта, и обеспечило нынешнюю стабилизацию тенге. У производителей, работающих на иностранном оборудовании и комплектующих, все меньше денег, чтобы поддерживать такое свое производство. А у населения тем более меньше возможностей покупать на прежние свои зарплаты и пенсии подорожавшие за счет импорта товары. Вот потребности в валюте на импортные закупки и сворачиваются. Причем, как справедливо отмечает Нацбанк, больше всего сократился ввоз непродовольственных потребительских товаров и инвестиционных составляющих. Все правильно: люди начинают экономить, но не еду, а производители начинают сворачивать планы дальнейшей деятельности.
Пока же посмотрите на достаточно впечатляющий график, в котором мы позволили себе спрог­нозировать уже и весь 2016 год в предположении замедляющегося (в пропорции четвертого квартала к первому), но все же падения.
Не правда ли, натуральные американские горки, аттракцион с крутыми подъемами и захватывающими дух спусками, на которых любители острых ощущений визжат с ужасом и восторгом? Вот только мы-то с вами билеты на эту забаву не покупали, и чем закончится нынешний вираж, не знаем. Падаем же мы, прошу заметить, еще с 2013 года, сейчас скатились - посмотрите на график - примерно в 2006 год и скользим в прошлое дальше.
Да, один крутой подъем и головокружительное скатывание мы уже пережили. Но тогда - в 2008-м - цены на нефть так быстро рухнули и почти сразу же взметнулись еще выше, что никто и завизжать-то не успел. Теперь же мы падаем не так круто, но основательно и улетели уже гораздо ниже дна 2009 года. Тревожно то, что дно-2016 пока не проглядывается, и куда несет бегущая вниз дорожка, не видно. Поэтому самое главное для наших рулевых - изо всех сил взять штурвал на себя, переводя пике хотя бы в горизонтальное скольжение.
И тут надо сказать правду про девальвацию: именно благодаря ей мы и просели так низко. Падение цен на нефть в первом квартале, конечно, тоже подкузьмило, но удешевление тенге элементарно позволило экспортерам возвращать в страну эквивалентно меньше долларов. Дело тут еще в том, что между физическим и денежным содержанием экспортно-импортных потоков есть существенная разница. С импортом все просто: сколько товаров завезли, столько валюты из страны и ушло. А вот между отправкой за границу нефти в трубопроводах и цистернах и возвратом экспортной выручки есть зазор: возвращают и конвертируют в тенге лишь столько, сколько необходимо для внутренней деятельности, которую девальвация резко и удешевила. На что и импорт ответил резким сокращением.
Будем надеяться, что подрастающая стоимость барреля поможет нам выскочить из затянувшегося падения. После чего, если повезет, встанет вопрос: за счет чего и куда катиться дальше? Но хотя бы одно хорошо и крепко усвоить на нынешнем спуске с американской казахской горки: никаких больше игр с девальвацией!

Пётр СВОИК,фото Владимира ЗАИКИНА, инфографика Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть