2290

Квадратура замкнутого круга,

или Почему “доступное” жильё не всем по карману?

Количество сданного жилья в 2014 году превысило запланированные показатели, сообщил депутат мажилиса Николай ЛОГУТОВ. За 2014 год был предусмотрен ввод 6,9 млн. квадратных метров, практически введено 7,5 млн. На строительство арендного жилья было выделено 18,9 млрд. тенге, план предусматривал сдачу 210,1 тысячи квадратных метров, фактически сдано 210,7 тысячи “квадратов”, или 3800 квартир. По программе для молодых семей выделено 17 млрд. тенге, при годовом плане 138,5 тысячи квадратных метров построено 145,9 тысячи,  или 2572 квартиры.

Знаете, чем особо ценны эти сведения? Они эксклюзивны. Не перейди в депутаты Н.Н. Логутов, всю жизнь проработавший “на хозяйстве”, как бы мы вообще узнали о ходе выполнения государственной программы “Доступное жилье-2020”?
Программа есть, а вот регулярных отчетов о ее выполнении нет. Я, например, убив время на сайтах правительственных ведомств и статагентства, ничего не нашел.
Собственно, Николай Николаевич тоже поделился с народом лишь толикой отчетности. Да, в “Доступном жилье” на 2014 год для очередников был предусмотрен ввод 4500 арендных квартир стоимостью 80 тыс. тенге за 1 кв. м. Построено, по Логутову, 3800 квартир стоимостью 89,7 тысячи тенге за “квадрат”. То есть чуть меньше и чуть дороже.
Для молодых семей, если верить программе, в 2014 году должно было появиться 3 тысячи квартир, появилось, если верить Логутову, 2572 квартиры стоимостью по 6,6 млн. тенге в среднем. Где конкретным счастливцам, получающим ключи, взять примерно 37 тысяч долларов - это отдельный вопрос. А вообще-то, 16 процентов населения Казахстана - это молодые семьи, для них три тысячи квартир в год - все равно что ничего. Так, в очереди по программе “Молодая семья” стоят сейчас более 140 тысяч заявителей, при таких темпах нынешним очередникам будет счастье ровно через 55 лет.
То есть мы имеем совершенно недостаточные темпы жилищного строительства для действительно нуждающихся при весьма неподъемных (для тех же нуждающихся) стоимостных показателях. К тому же, прошу заметить, в рамках “Доступного жилья” до 2020 года должно быть построено не только 63 млн. кв. метров нового жилья, но и модернизировано 35 млн. кв. метров так называемого вторичного жилья - тех самых хрущоб, в которых скученно живут не самые богатые горожане.
И еще из доступных официальных сведений: 50,1 млн. кв. метров, или 32 процента имеющегося жилого фонда, требуют того или иного ремонта, а 3,8 млн. кв. м - это вовсе ветхие дома, подлежащие сносу.
Так вот, как раз по разрекламированным ремонтам и “термомодернизациям” наиболее нуждающегося в обновлении и благоустройстве массового городского жилого фонда вырисовывается капитальный… провал. Эта кампания захлебнулась столь фундаментально, что даже не­исполнение ее окутано особой правительственной тайной.
Между тем само по себе жилищное строительство отнюдь не сворачивается. Конечно, 7,5 млн. кв. метров за прошлый год - это пока не колбинские достижения времен приснопамятной программы “Жилье-91”, но тоже немало. Однако эти 210,1 и 138,5 тыс. кв. м для очередников и молодых семей, финансируемые или субсидируемые государством, это меньше пяти процентов от всего ввода. Кому же достается остальное?
Статагентство насчет “Доступного жилья-2020”, повторим, нам ничего не сообщает. Зато мы с вами сами можем, опираясь на официальные данные, прикинуть, для кого оно доступно.
Начнем с тех, кто вообще имеет официальную работу по найму - таковых в Казахстане всего… 3 миллиона 812 тысяч человек. Вот так, это при численности населения на конец 2014 года 17,42 млн. человек, из которых 9,11 млн. - экономически активные. Разница (если вычесть работодателей и военнослужащих) приходится на разного рода самозанятых, относительно доходов которых ни государство, ни мы с вами достоверных сведений не имеем. Наверняка кому-то из этих неизвестным образом устроенных граждан доступно и самое недоступное жилье, но уж точно далеко не всем. Во всяком случае, если судить по тому, что именуется средненоминальным денежным доходом населения и по итогам 2014 года официально равняется 62 058 тенге, или 346,3 доллара в месяц, тут, согласитесь, не до обзаведения жильем.
Если же судить по официальной зарплате, то она в декабре 2014-го в среднем составила 154 577 тенге - на эти деньги семью нормально прокормишь, и не более. Опять-таки это в среднем, тогда как у нефтяников и металлургов на круг вышло по 341 450 тенге в месяц, а у работников сельского хозяйства - 75 805 тенге. Кстати сказать, в аграрном секторе официально работающими по найму значатся всего-то 101,5 тыс. человек - это при почти семи миллионах статистических сельских жителей. Больше - 110,6 тыс. человек - трудятся по одной только статье “финансы и страховая деятельность”, получая, кстати, лишь чуть-чуть уступающую нефтяникам и шахтерам зарплату.
Вообще говоря, очень интересная у нас экономика: большая часть населения находится за штатами ЗАО “Государство Казахстан”. Так, в горнодобывающей промышленности, которая всех кормит, занято лишь 213,8 тыс. наемных работников и почти столько же - 210 тысяч - в торговле. Строителей, получающих зарплату через бухгалтерии, побольше - 222 тысячи, а вот пристроенных к “операциям с недвижимым имуществом” сразу 28,7 тыс. человек.
Много больше - 359,6 тысячи - у нас разного рода чиновников и силовиков, и хотя их зарплаты на круг воображение не потрясают, кое для кого из государевых людей жилье действительно доступно. Ну а самый многочисленный наемный народ у нас в здравоохранении - 373,1 тысячи и в образовании - 865,3 тысячи человек. Зарплаты же у них - с другого конца престижной шкалы - немногим больше, чем у сельских батраков.
К чему вся эта статистика? Да к тому, что действительно доступное жилье - это не только строительная и чисто финансовая категория. В определяющей степени это категория социальная. Об этом правительство, утверждавшее программу “Доступное жилье-2020”… не по­думало. И в результате мы имеем программу, действительно создающую немалое количество квадратных метров для весьма малой части населения, способной эти квадраты приобрести.
То есть на казахстанском рынке жилья отдельно существует массовый неудовлетворенный спрос и отдельно - некий “элитный” товар. Нередко пустующий, поскольку жилые квадратные метры накапливаются не столько для удовлетворения прямых потребностей, сколько как способ закачки в них все новых капиталов. В том числе спекулятивных и коррупционных. Ну и наших фирменных понтов, разумеется. В общем, квадратура замкнутого круга.
И вот еще. “Доступное жилье” утверждалось в 2012 году, когда премьером был Карим МАСИМОВ, а его первым замом, за эту программу ответственным, - Серик АХМЕТОВ. С тех пор первый зам успел и сам премьером побыть, и под арестом оказаться, а новому-старому премьеру Масимову светит законная отставка после президентских выборов 26 апреля. Какое решение по премьеру и новому-старому правительству примет президент после инаугурации - пока неизвестно. Но то, что по доступности жилья нужны срочные меры, это и до голосования ясно.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть