1623

Манагерам требуются менеджеры

Почему правительство спешит отдать СЭЗ иностранцам

Правительство провело заседание по специальным экономическим и индустриальным зонам, общий вывод: дело движется, но … все больше на месте.

На сегодняшний день в регионах действует 22 индустриальные зоны с готовой инфраструктурой под проекты обрабатывающей промышленности. Запущено 107 производств с объемом инвестиций порядка 100 млрд. тенге. Создано 7700 рабочих мест. На стадии реализации находится еще 150 инвестиционных проектов. На стадии строительства и проектирования - 21 индустриальная зона в 13 областях.
И еще в Казахстане создано 10 специальных экономических зон с разной отраслевой направленностью. На территориях СЭЗ запущено 154 проекта, вложено 651 млрд. тенге инвестиций, создано свыше 11600 рабочих мест. В виде налогов в бюджет возвращено более 107 млрд. тенге. На один бюджетный тенге расходов на инфраструктуру участники вложили более 2 тенге. Планируется запуск еще 24 проектов с созданием 3000 рабочих мест.
Режим СЭЗ позволил основать логистический кластер «Хоргос - Восточные ворота», создать железнодорожное машиностроение в Астане, возродить текстильную промышленность в СЭЗ «Оңтүстік» и заложить основы химического и нефтехимического кластеров в СЭЗ «Химпарк Тараз» и НИНТ (национальный индустриальный нефтехимический технопарк) в Атырау.
Однако до сих пор в эти зоны государство гораздо больше вкладывает, чем получает экономической отдачи. Тем более что помимо собственно затрат из бюджета на подготовку площадок и коммуникаций госбюджет теряет на существенных налоговых льготах для участников СЭЗ: освобождение от таможенных пошлин, нулевые ставки по корпоративному подоходному, земельному и имущественному налогам, а также НДС, бесплатное получение земельного участка.
А помимо отсутствующей пока денежной отдачи правительство фиксирует еще ряд системных проблем: низкие темпы строительства инфраструктуры, низкая эффективность работы органов управления, проблемы с применением льгот, длительные сроки получения земельных участков и отраслевые ограничения в СЭЗ.
Поэтому прав, наверное, премьер Бакытжан Сагинтаев, который считает, что акиматам необходимо передать управление индустриальными зонами и СЭЗ в руки частных компаний, предварительно доведя до ума их инфраструктуру. То есть вложив еще больше бюджетных денег.
Впрочем, прав-то он, может быть, и прав, но слишком уж откровенно, где-то даже саморазоблачительно звучат признания такого рода: «Своими силами, акиматовскими, мы не сможем это сделать. Лучше отдайте в руки тех, кто умеет управлять и знает, как это создавать». Имеются в виду, понятное дело, иностранные управляющие. Так, для СЭЗ «Морпорт Актау» упоминается компания, имеющая опыт деятельности в Объединенных Арабских Эмиратах, в химический и нефтехимический кластеры планируется пригласить компании из Сингапура, а бизнес-структура из Ирландии планирует начать работу по развитию СЭЗ в Карагандинской области.
Да, мы с вами тоже не в восторге от управленческих способностей министров и акимов. но давайте вдумаемся в саму суть постановки вопроса о частных управляющих. Ведь для чего, собственно говоря, были задуманы и созданы свободные индустриальные экономические зоны? Для организации точек ускоренного индустриального и вообще экономического роста, направленного как на внутренний, так и на внешние рынки. То есть ровно для того же, чего правительство и акимы добиваются (по крайней мере, должны добиваться) от всей нашей национальной экономики. Другое дело, что на все сразу не хватит ни ресурсов, ни управленческих усилий, поэтому и были подобраны - вполне грамотно, кстати - все наиболее подходящие площадки по регионам, столь же грамотно определена их специализация, осуществлены мощные государственные вложения.
И вот выясняется то главное и единственное, чего не хватает таким щедро подготовленным государством индустриальным полям, - это иностранный управляющий. Но зачем тогда правительство и акимы? Ведь если опыт удастся и зоны развития потребуется расширять, не лучше ли сразу начать с подбора внешних управляющих для областей и отраслевых министерств?
Это, конечно, шутка. А если серьезно, то иностранные управляющие, может быть, и не помешают, но что-то прорывного тоже вряд ли совершат. Потому что СЭЗ – это всего лишь отгороженная от прочей экономики большими или меньшими льготами зона, все равно вписанная в общий экономический контекст данной страны. Общий же экономический контекст у нас, уж извините, направлен не на национальное развитие, а на сохранение экспортно-сырьевой, товарно-импортной и внешней монетарной (инвестиционной и кредитной) зависимости. И именно такой контекст своей структурной, приватизационной, налоговой и прочей политикой поддерживает само правительство вкупе с денежно-кредитной политикой Национального банка.
Скажу больше: окажутся ли наши СЭЗ под иностранным присмотром - это пока вопрос, а вот правительство уже под ним. В самом деле, кто разработал едва ли не все главные направления правительственных действий последнего времени - от программы трансформации госхолдингов и нацкомпаний и до новой «стимулирующей» тарифной политики? Нет, не сами министерства и не отечественные специалисты, а иностранные консалтинговые компании. И этим все сказано.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть