15934

Марат МАРДЕНОВ, генерал-майор запаса: У нас молодых граждан учат по дешёвке продавать Родину

Воин-интернационалист генерал-майор запаса Марат МАРДЕНОВ (на снимке) недоумевает: почему во время внеочередной аттестации в Пограничной службе КНБ не проверяется боевая готовность личного состава? В интервью корреспонденту “Времени” он поделился мнением, в чем беды и проблемы сегодняшней отечественной армии.

- Как вы, бывший пограничник, оцениваете сегодняшнюю ситуацию в Пограничной службе КНБ?
- Это должна показать внеочередная аттестация. Но, по-моему, она не совсем правильно организована. Пограничники сдают строевую, огневую подготовку, проходят тестирование на знание законов. Но ведь все это они проходят еще на курсах молодого бойца! А почему не проверяются боевая готовность, слаженность войск, взаимодействие пограничных отрядов с частями Министерства обороны, МВД и местными органами власти? В 80-е годы мы устраивали стрельбы днем и ночью, каждый офицер отрабатывал “летучку” письменно в виде изложения, водили боевую технику. Сейчас этого нет, поэтому офицеры утрачивают свои профессиональные навыки.
Еще один минус внеочередной аттестации в том, что в составе комиссии нет ветеранов, генералов, которые воевали и знают пограничную жизнь изнутри. На внеочередную аттестацию ушло более миллиарда тенге. Но будет ли толк? Сомневаюсь. О проблемах в ПС КНБ красноречиво говорит тот факт, что небоевые потери только за этот год составили 31 человек!
- Некоторые эксперты утверждают, что аттестация выявила немало случайных людей в Пограничной службе.
- Не думаю, что в Погранслужбе много случайных людей - все-таки специальные кадровые службы в течение года проверяют кандидатов. Проблема скорее в том, что многие командиры не жили на заставах, они не знают эту жизнь и ситуацию изнутри, поэтому не могут правильно поставить задачи по охране госграницы.
Еще одна проблема Пограничной службы в том, что она слишком просто расстается с генералами, знающими толк в службе. На 1 января 2013 года там было шесть генералов. Сейчас остался только один - генерал-майор Наиль АЛДАЕВ. А те, кто вышел на пенсию или был уволен, остались не у дел. Я считаю, на этих генералов теперь должно обратить внимание Агентство по делам государственной службы. Еще в 2005 году президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ на втором всеармейском совещании в Шымкенте говорил, что ушедших в отставку офицеров надо направлять на работу в государственные органы. Ведь у отставных генералов многолетний боевой, управленческий опыт, они знают психологию людей, умеют с ними общаться, знают, что нужно народу.
Уверен, любой генерал сумел бы поднять проблемный моногород. Сегодня загибается Аркалык. Почему бы туда не передислоцировать одну из воинских частей внутренних войск МВД или Министерства обороны? Город может ожить, если развернуть там военный полигон: у гражданских появится работа, в местный бюджет начнут поступать налоги от военного ведомства. Беда в том, что военных сегодня увольняют в 45-55 лет. А женщин хотят заставить работать до 63 лет. Где логика и справедливость? Почему бы военным не дать поработать хотя бы до 60 лет, ведь они также делают отчисления в пенсионный фонд.
- Давайте поговорим об армии. Сегодня все больше новобранцев-срочников выбирают либо контрактный вид службы, либо возможность приобрести военный билет за 210 тысяч тенге, прослужив всего один летний месяц. Вы считаете это правильным?
- Идея Министерства обороны с военными билетами за 210 тысяч тенге - это позор! Молодых граждан, по сути, учат по дешевке продавать Родину. А солдаты срочной службы? Два месяца они находятся на учебном пункте, восемь месяцев - в боевом подразделении и через два месяца уже должны уволиться. Чему за это время они научатся, какую пользу принесут Отечеству?
Наша армия должна вернуться к срочной двухлетней службе, потому что минимум два года нужно, чтобы воспитать солдата в духе патриотизма, чтобы он был готов выполнить свой воинский долг. За два года солдат успевает привыкнуть к коллективу, освоить современную боевую технику. И еще важный момент. С 2015 года мы переходим на 12-летнее образование. Значит, парней будут призывать в армию не в 18 лет, как сейчас, а в 19. Следовательно, надо вносить поправки в Конституцию и законы, иначе наши дети попросту не смогут окончить школу.
Кроме того, с учетом нынешних вызовов и угроз Казахстан, я считаю, должен перестроить, а точнее, оптимизировать армию. Она должна состоять из сил противовоздушной обороны (ПВО) и сухопутных войск, включающих авиацию, пехоту и аэромобильные войска. Кроме того, в Минобороны надо сократить количество департаментов. Их сейчас более десяти, а достаточно четырех-пяти. Такая оптимизация улучшит управление войсками.
- Вы предлагаете срочную двухлетнюю службу. Но матери даже на один год боятся отправлять своих сыновей в армию из-за творящихся там бардака и дедовщины.
- Я был начальником заставы, и у меня не было дедовщины. Я спал, ел, в баню ходил со своими солдатами, чтобы знать, чем они дышат, о чем переживают. На каждого солдата заводился дневник. Проверяющие командиры в первую очередь требовали эти дневники, чтобы составить своего рода психологический портрет коллектива. Офицерам государство платит хорошую зарплату, и они должны понимать, что в ответе за каждого военнослужащего! В моей прак­тике было такое, что солдат грозился расстрелять сослуживца. Я начинал беседовать, выяснять, в чем кроется угроза... Проблема нынешней армии в том, что командиры слишком отстранены от своего коллектива. Им надо брать пример с Норвегии, где солдаты могут спокойно прийти к офицеру вечером домой. Это ли не гарантия, что он будет в курсе того, что творится в его взводе?
- Вы еще будете пытаться восстановиться в Погранслужбе после инцидента с увольнением из-за ранения локтевого сустава и сахарного диабета?
- Спасибо газете “Время” - после вашей статьи мне принесли извинения и сняли все претензии, связанные с ранением локтя. С этим ранением я поступал в Высшую школу КГБ СССР, прошел путь от лейтенанта до генерала. Но все равно остался негодным к службе из-за сахарного диабета. У меня легкая форма - это подтвердили две медицинские комиссии. К военным судьям и врачам не имею никаких претензий, потому что они не знают о приказе министра обороны. Я нашел себе применение в другой сфере, но тем не менее сделал вывод, что не берегут в нашей стране кадры.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана

Из досье

-Марденов Марат Жукенович, генерал-майор в отставке.
-Окончил Высшее пограничное училище в Алма-Ате, Высшую школу КГБ СССР.
-Выполнял интернациональный долг в Афганистане в должнос­ти командира взвода.
-Участвовал в локализации межнациональных конфликтов и гражданской войны в странах Средней Азии.
-Награжден боевым орденом, является единственным в Казахстане кавалером четырех медалей “За отличие в охране государственной границы”.
-Сейчас работает в иностранной компании.
-Женат, воспитывает трех дочерей.

28.09.2013

Поделиться
Класснуть