2175

Мастер своего дела

Герой нашего материала, дорожный мастер компании “Қазақстан темір жолы” Еркингали САНДЫБЕКОВ (на снимке), выручил из неминуемой беды сразу 38 человек, большинство из которых, скорее всего, так и не узнали об опасности, которой подвергались. Именно так - на опережение - работают настоящие профессионалы.
Железнодорожники - люди по обыкновению сдержанные и не­многословные. Вот, вспоминая и тот свой рабочий день, Еркингали Сандыбеков крайне немногословен: уверен, что не сделал ничего особенного. Однако факт остается фактом: путеец благодаря своей внимательности и оперативности спас от возгорания пассажирский поезд Уральск - Алматы.
- Это произошло 4 июня после обеда, - рассказывает дорожный мастер 17-го околотка Уральской дистанции пути Еркингали Сандыбеков. - Мы с ребятами занимались ремонтом: устраняли просадку пути на 8-м пикете 1454-го километра. Пообедали, передохнули и снова взялись за работу. Около половины третьего дня по расписанию должен был идти поезд №380 Уральск - Алматы. Как положено, перед приближением состава мы отошли на безопасное расстояние. Ребята ушли на одну сторону пути, а я - на другую. Может быть, если бы стоял вместе с ними, ничего и не заметил бы.
Когда поезд проносился мимо, мужчина увидел над третьим вагоном языки пламени.
- Еще подумал: показалось. Присмотрелся - точно дым и открытое пламя над вагоном! Что делать? Схватил телефон и позвонил поездному диспетчеру.
Еркингали сразу четко, по форме представился, сообщил, с какого километра звонит, и рассказал о том, что увидел.
- Известно, что пассажирский вагон сгорает в течение 10-15 минут, - говорит он. - Остается только остов. Я очень переживал: успеют ли вовремя остановить поезд, потушить, чтобы пламя не перекинулось внутрь вагона?
Чтобы информация дошла до всех наверняка, после поездного диспетчера железнодорожник оповестил диспетчера пути, а затем и заместителя директора Уральской дистанции пути. Тем временем поездной диспетчер уже оперативно связался с машинистом и дал команду остановить состав. Бригадир поезда и проводники вместе оперативно потушили возгорание.
- Как мне потом рассказали, в тот момент 38 пассажиров вагона отдыхали после обеда, кто-то спал... И никто даже не почувствовал запаха дыма, не то чтобы увидеть пламя, - вспоминает Еркингали Хайрешевич.
Как выяснилось позже, задымление подвагонного оборудования произошло в результате замыкания силовой цепи генератора. Устранить неполадку удалось прямо на месте, и через некоторое время поезд продолжил свой путь...
Хотя сам Еркингали Хайрешевич считает, что просто выполнил свой служебный долг,  в ҚТЖ его поступок оценили очень высоко - наградили нагрудным знаком “Қозғалыс қауіпсіздігі үшін”, вручили денежную премию и часы.
На железной дороге ценят и гордятся такими работниками. Еркингали Сандыбеков родился в 1965 году в семье железнодорожника и домохозяйки. Отец был монтером пути и, бывало, брал маленького Еркингали с собой в смену. Мальчик видел, как ловко отец управляется со специальным инструментом, аромат полыни вперемешку с запахом мазута стал для него родным. Однако железнодорожником Еркингали стал не сразу. Как и большинство сверстников, после школы ушел в армию, а затем, отучившись в автошколе, работал водителем на элеваторе.
Но потом все-таки ушел на железную дорогу.
- Когда только устроился, три года работал дежурным по станции. Работа спокойная, и мне было скучновато… А в путевом хозяйстве другое дело: путь требует постоянного внимания, конкретной работы. И это мне по душе.
- Наша первая и главная задача - обеспечение безопасности движения поездов, - объясняет Еркингали Сандыбеков. - Идешь по путям, оцениваешь их состояние. Здесь, отмечаешь, нужно шпалы менять, а здесь весной - рельсы. Потом диспетчер ищет момент, когда на перегоне будет свободно, и сообщает нам: во столько-то у вас есть “окно”, в вашем распоряжении 20 минут. Мы обязаны уложиться в этот отрезок, потом докладываем диспетчеру: все закончили, перегон свободен.
На недоверчивый вопрос: “Разве можно за 20 минут уложить рельс?” - Еркингали Хайрешевич лишь рассмеялся:
- У нас в бригаде люди работают по 20-30 лет. Каждый точно знает, что ему делать. Работа отлажена до самого крохотного движения. Так что и рельсы успеваем уложить, и еще время остается!
Со своей супругой Еркингали познакомился еще в юности. На станции Амангельды открыли новую библиотеку, туда на работу при­ехала симпатичная девушка Казима. Встречались недолго, всего пару месяцев, потом сыграли свадьбу. У супружеской четы выросли трое замечательных сыновей.
- После школы я всех троих попросил немного поработать на железной дороге. Чтобы они почувствовали, поняли, что это за труд. И никто ведь не согласился работать там дальше! Говорят: слишком тяжело, - вздыхает Еркингали-ага. - Конечно, наша работа нелегкая: зимой снежные заносы, летом путевые работы... Я не стал настаивать, у каждого в жизни своя дорога. Но у меня внуки подрастают: Мейрамбеку 5 лет, Томирис 3 года. Оба шустрые. Может, и продолжат дедушкину дорогу…

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть