988

Не только выявить, но и устранить


“Кабы знал, где упасть, соломки бы подостлал”, - приговаривают, вспоминая старую поговорку, попав в неприятную ситуацию. На самом деле нам необходима такая “соломка”, которая может спасти не только здоровье, но и жизнь человека. И грамотно “подстелить соломку”, а по-современному провести предупреждающие действия - одна из основных задач по предупреждению производственного травматизма. В этих целях в транспорт­ной группе “ТрансКом”, которая входит в состав Евразийской Группы, внедрена постоянно совершенствующаяся система управления охраной труда предприятия.
Сотрудники предприятий транспортной группы прак­тически постоянно находятся в опасной зоне движения железнодорожного транспорта. Осмотр и ремонт вагонов производятся на железнодорожных путях, где ведутся маневровые работы. В ремонтных цехах предприятий действуют многочисленные машины и механизмы, создающие опасные условия, которые могут угрожать жизни и здоровью работников. Даже простой переход через железнодорожные пути, на которых нет подвижного состава, уже опасен и может привести к травме сотрудника.
В этой связи одним из основных элементов системы управления охраной труда на предприятиях транспортной группы и в головном офисе ТОО “ТрансКом” стал процесс управления происшествиями. В рамках его внедрения по всем подразделениям была проведена работа по улучшению регистрации учета происшествий путем доведения до линейных руководителей необходимости учета абсолютно всех произошедших на предприятии происшествий. Кроме того, внутренними тренерами предприятий проведены дополнительные семинары по определению коренных причин с акцентом на выявление системных сбоев. В результате на предприятии сумели минимизировать последствия целого ряда происшествий различной тяжести, отрегулировать неудовлетворительные производственные условия и технологические процессы.
Анализируя причины потенциально опасных происшествий, принимая по ним корректирующие меры для снижения рисков их повторения, руководство создает более безопас­ные условия для своих работников. Однако высшим пилотажем должны стать не корректирующие действия, а принятие предупреждающих мер до того, как происшествие может произойти.
В транспортной группе берут на учет и расследуют все происшествия, даже те, которые хоть и не привели к повреж­дению имущества, травмам, ущербу здоровью людей или летальному исходу, но в большей степени могли повлечь за собой эти последствия. Вот классический пример потенциально опасного происшествия, произошедшего в транспортной группе: слесарь входил в столовую и споткнулся о щетку для подметания пола, чуть не упал, но удержался, ухватившись за дверь. При падении он мог бы получить перелом руки, но опять же по счастливой случайности удержался и избежал травмы. Сотрудник предприятия, оставивший щетку в неположенном месте, был временно переведен на работу по уборке помещения и не знал, что инструмент необходимо убрать в специально отведенное место для хранения инвентаря. Корректирующее действие - при переводе сотрудника на новое место работы необходимо проводить целевой инструктаж с детальным объяснением всех обязанностей.
Работой по определению коренных причин, разработке предупреждающих и корректирующих действий на предприятиях транспортной группы занимаются специально созданные подкомитеты по расследованию происшествий под руководством опытных линейных руководителей.
Следует отметить, что в транспортной группе особое внимание уделяется качеству вырабатываемых корректирующих и предупреждающих действий. От этого во многом зависит, повторится ли опасное происшествие или нет. В первую очередь эксперты определяют первопричины ситуа­ции, а затем, применяя метод “пяти почему”, обнаруживают СИСТЕМНУЮ ошибку. За исполнением корректирующих мер по ее устранению в обязательном порядке следят линейные руководители.
В транспортной группе есть золотое правило: “Необходимо устранять системные причины и предупреждать повторение происшествия!”. Это самый верный подход, который обеспечит безопасную работу сотрудников - главного ресурса компании.
Однако руководители единолично не могут обеспечить максимальную безопасность сотрудников. Только сообща, всеми коллективами предприятий транспортной группы можно достичь наилучших результатов. Ведь все заинтересованы в своем здоровье, своей безопасности. Значит, нельзя проходить мимо нарушений, надо сразу же бить в колокола о выявленных опасностях.
К сожалению, руководители не совсем оперативно реагируют на информацию об имеющихся опасных условиях из-за того, что сильно загружены производственными вопросами. Для решения данной проблемы проводится ряд мер по автоматизации деятельности руководителей, которые в дальнейшем позволят им больше времени уделять вопросам охраны труда.
- Эффективная работа по расследованию потенциально опасных происшествий позволит нам достичь стратегической цели Евразийской Группы - нулевого травматизма, - сказал главный технический руководитель по охране труда ТОО “ТрансКом” Б.А. Байбеков.

Ольга Степанова, Алматы

Поделиться
Класснуть