2057

Нет альтернативы страхованию

Система ОСМС повысит отзывчивость медиков к нуждам пациентов

Несмотря на то что в стране уже заработал институт обязательного социального медицинского страхования, в обществе продолжаются активные дискуссии о его целесообразности и своевременности введения. Сегодня мы предлагаем высказаться по этим вопросам директору Мангистауской областной больницы Нурлану МУХАНОВУ (на снимке).

- Нурлан Жеткизенович, на фоне уже поступающих взносов и отчислений в Фонд обязательного медстрахования некоторые противники системы ОСМС не оставляют попыток доказать эффективность существующей бюджетной модели финансирования отечественного здравоохранения. Что вы можете сказать на этот счет как руководитель многопрофильной медицинской организации?
- Мы должны понять, что реформирование системы здравоохранения посредством внедрения ОСМС продиктовано глобальными вызовами, стоящими перед системой здравоохранения Казахстана. Наша отрасль - это неотъемлемая часть социально-экономической структуры страны, и было бы иллюзией полагать, что кризис в экономике не затронет сферу оказания медицинской помощи населению.
Прежде всего надо признать, что существующая система здравоохранения финансово неустойчива. Доля госфинансирования в последние годы не превышает 3,5 процента от ВВП, и этот показатель в динамике снижается. По сравнению со странами ОЭСР, где на здравоохранение выделяется 7-8 процентов ВВП, объем средств, направляемых в нашу систему здравоохранения, крайне недостаточен на удержание достигнутых показателей в рамках госпрограммы “Саламатты Казахстан”, не говоря уже о дальнейшем их улучшении. Следует также признать, что объем частных платежей населения в системе здравоохранения достиг критического уровня - до 40 процентов.
На сегодняшний день перед системой здравоохранения встали такие глобальные вызовы, как увеличение средней продолжительности жизни и старение населения, рост числа неинфекционных заболеваний и необходимость применения высокотехнологичных методов диагностики и лечения. Поэтому нам следует признать, что при отсутствии адекватных инвестиций в отрасль система здравоохранения Казахстана в ближайшем будущем окажется неконкурентоспособной.
Необходимо отметить, что, по оценке PwC’s Healthcare Research Institute, в период с 2010 по 2020 год затраты на здравоохранение в странах ОЭСР и БРИК вырастут на 50 процентов и в совокупности составят 71 трлн. долларов США.
Обратимся к примеру Грузии. До реформирования и внедрения страховой медицины финансирование системы здравоохранения этой страны снизилось до катастрофического уровня - до 0,6 процента ВВП в 1999 году. При этом доля не­официальных платежей в совокупных расходах на здравоохранение достигла 40 процентов (а забегая вперед, могу сообщить, что с внедрением системы страхования эта доля снизилась до 5 процентов!). Значительный избыток медицинского персонала и недостаток финансовых ресурсов для поддержания раздутой инфраструктуры вкупе с низким уровнем использования того и другого требовали немедленных и радикальных мер по реструктуризации системы здравоохранения Грузии. Высокая безработица и маленькие зарплаты снижали доходную базу государства, особенно с учетом того, что значительная часть населения занималась неформальной трудовой деятельностью. Действие этих факторов усугублялось всепроникающей коррупцией в госсекторе и слабой собираемостью налогов.
Стоит отметить, что у нас в рамках Конституции страны государство сохраняет гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Оно также оставляет за собой отчисления для социально уязвимого слоя населения. А это более 10 млн. человек, или почти 60 процентов населения. Думается, что эта часть необходима для эффективного финансирования системы здравоохранения в начальные периоды функционирования ОСМС.
- Какие назревшие проблемы здравоохранения, по вашему мнению, необходимо решать с введением системы медстрахования?
- Одна из ключевых проблем действующей системы здравоохранения, как было сказано выше, - недостаточная структура финансирования по формам помощи, в частности преимущественный расход на стационарную помощь. По статистическим данным, в Казахстане на стационарную помощь направлен 51 процент выделенных на здравоохранение средств, тогда как в странах ОЭСР - 34 процента. Одной из основных причин такой диспропорции, доставшейся в наследие от советского периода, является недостаточное внимание развитию сети первичной медико-санитарной помощи.
Система ОСМС как раз и предполагает, что эта проблема будет нивелирована путем реформирования сети организаций здравоохранения за счет расширения медуслуг на амбулаторном уровне и увеличения численности врачей общей практики. Расширится перечень лекарственных средств, отпускаемых бесплатно на амбулаторном уровне. Эти меры позволят улучшить качество медицинской помощи на амбулаторном уровне и расширить охват диспансеризацией, что, в свою очередь, уменьшит обращение граждан за стационарной помощью.
На сегодняшний день в нашей стране процент экстренной госпитализации достигает 75 процентов, что крайне негативно отражается на деятельности стационарных организаций. Например, в США процент экстренной госпитализации не превышает 60 процентов. В данном аспекте система ОСМС преду­сматривает улучшение скорой и неотложной медицинской помощи (кстати, об этом на этой неделе заявили представители Минздрава на пресс-конференции в Астане, о которой сообщили многие СМИ, в том числе и “Время”. - С. А.).
На сегодняшний день в Казахстане приемные отделения стационаров испытывают по причинам, указанным выше, огромные нагрузки. Удельный вес самостоятельных обращений достигает 50 процентов, при этом процент госпитализации не превышает 30 процентов. Однако в нынешних условиях не предусмотрена оплата фактов медицинского обслуживания, отпущенных на амбулаторное лечение.
Например, пациенты с диагнозом сотрясение головного мозга составляют до 30 процентов госпитализации в нейрохирургических отделениях, при том, что стоимость лечения этой нозологии крайне низка, но среднее пребывание пациентов превышает 5-7 суток. То есть лечение с таким диагнозом невыгодно для клиники. В связи с этим стационары сталкиваются с неопределенностью, поскольку в большинстве случаев этим пациентам необходимы всего лишь динамические наблюдения ну и, естественно, покой и минимальное медикаментозное лечение.
Другими словами, неоправданно широкая линейка показателей экстренности госпитализации крайне негативно отражается на деятельности стационарных организаций, потому что она не позволяет адекватно планировать реальный объем помощи серьезно больным людям, создает перегруженность стационаров. Следствием чего стало применение системы финансирования по методу линейной шкалы через комитет оплаты медуслуг, которая, в свою очередь, создает трудности в деятельности больничного сектора. И как раз таки система оплаты мед­услуг через Фонд медстрахования должна устранить существующие недостатки, поскольку предполагает планирование закупа объема медицинских услуг в зависимости от потребностей населения в таких услугах.
Система ОСМС предусматривает жесткую сортировку на уровне приемных отделений стационаров по принципу триаж-системы, внедрение института врачей скорой помощи, а также предусматривается оплата досуточного наблюдения на уровне этих отделений. Наряду с развитием сети первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), реформированием работы приемных отделений клиник и пересмотром тарифов существенно снизится востребованность стационарной помощи.
- Одним из преимуществ ОСМС называют развитие здоровой конкуренции на рынке медуслуг, что, в свою очередь, создает свободу выбора клиники для пациентов. Насколько оправданны эти ожидания?
- Немаловажной проблемой нынешней системы здравоохранения является неадекватная затратам структура тарифов, не учитывающая капитальные затраты и амортизационные отчисления, затраты на обслуживание медицинских и ИТ-технологий. Сегодня многие клиники имеют множество дорогостоящего оборудования, а его содержание - одна из затратных статей расходов медицинских организаций. Вследствие этого многие частные клиники не хотят участвовать в системе ГОБМП. И одной из задач системы ОСМС является решение этих проблем.
Тарифы на медицинские услуги пересматриваются, в том числе и с привлечением частных клиник. В эти тарифы будут включены капитальные расходы и амортизационные отчисления, что позволит улучшить привлекательность пакетов ГОБМП и ОСМС, а вместе с тем модернизировать парк медицинской техники.
В заключение хочется отметить, что реформирование системы здравоохранения и внедрение ОСМС позволят повысить конкурентоспособность стационарных организаций, вовлечь в систему частные клиники, что в конечном итоге повысит качество медицинской помощи.

Самат АШИМОВ, фото автора, Актау


Поделиться
Класснуть