2395

Ни МЭ, ни СЭ…

На чью мельницу текут энергетические реки?

Поступление доходов в бюджет сократилось на 40 процентов - это констатировал глава государства на встрече с главой правительства. Добавив, что наступает настоящий кризис, более сильный, чем в 2007-2009 годах, и нужен антикризисный план.

Переплаты на строительстве энергообъектов в Астане по сравнению с утверж­денным проектом составили 1090,6 млн. тенге - а это уже констатация Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. И нужно все это исправлять.
Первое констатировано только что, второе - год назад. А связь между ними все актуальнее: доходы государственного бюджета пугающе сокращаются, его расходы на электро-, теплообеспечение столицы государства опасно растут. И сейчас идет рисковое соревнование - что быстрее кончится: время или деньги. Строительство долгожданной ТЭЦ-3 бежит впереди плана лишь по затратам, собственно же стройка отстает от сроков ввода и физической готовности примерно в той же пропорции.
Как быстро теперь премьер сможет выполнить поручение президента, это мы еще посмотрим. А вот когда и чем закончится прошлогодняя констатация Счетного комитета - тут и смотреть не на что.
Интересная вообще эта штука - счетно-контрольная деятельность. Вот поработали высококвалифицированные специалисты, установили факт переплаты, указали и те должностные и процедурные нарушения, в результате которых эти переплаты стали возможными. Заодно указали и на причину: аффилированность сразу и генпроектировщика, и генподрядчика, и поставляющих организаций с одной и той же Центральноазиатской топливно-энергетической компанией. Отправили результаты своей проверки во все полагающиеся инстанции, включая администрацию президента и Генпрокуратуру. Получили (из бюджета же) достойную оплату своего кропотливого труда, и… все.
В смысле все зависло без положенной реакции: исправления выявленных недостатков, принятия должных мер и все такое.
В этом Счетный комитет подобен газете “Время”, только на бюджетном содержании. Мы ведь тоже много чего пишем, и нас тоже много читают, в том числе где положено. И иногда реагируют - тоже не всегда, правда.
Вот, например, в номере от 8 октября (см. “Электроконфликт интересов”) мы как раз писали, что в энергетике не только ЦАТЭК, но и другие управляющие структуры… незаконны. В самом прямом правовом смысле: Законом “Об электро­энергетике” они не предусмот­рены. Если по закону, то на рынке электроэнергии должны действовать только электростанции, электросети и сбытовые организации, принципиально самостоятельные, то есть без каких-либо надстроек над собой. В этом суть того самого “свободно конкурентного” оптового и розничного рынка электроэнергии, который прописан в законе.
Да, расписанный в законе рынок электроэнергии на самом деле не работает, но ведь это тоже вопрос к ответственному за электроэнергетику государственному ведомству: почему во вверенной отрасли все делается не по закону и кому нужен отраслевой закон, который существует отдельно от реальной деятельности отрасли, а деятельность - отдельно от закона?
Вернемся к той же коллизии со сверхпроектным расходованием средств и отставанием строительства ТЭЦ-3 в Астане: специалисты Счетного комитета - они все же не энергетики, и будь по этому делу четкая позиция Минэнерго, глядишь, и Генпрокуратуре не пришлось бы пребывать в столь длительной задумчивости.
Вообще-то удорожание проекта по ходу строительства и отставание по срокам - дело житейское, все и всегда только так и строится. Но Астанинская ТЭЦ-3 - это как бы зеркало, в котором накопившиеся в отрасли проблемы отражаются выпукло, а лицо руководящего органа - смутно.
Стройка-то ведется за бюджетную денежку, столица - дело святое. Но в таком случае вопрос не столько в том, сколько на строительство будет потрачено, сколько в том, кому построенное достанется. Самостоятельных-то, как положено по закону, электростанций в Казахстане нет - все они под кем-то. Причем необязательно в чей-то собственности - достаточно и полномочий на управление.
Так и по всему комплексу тепло­электроснабжения Астаны, дополняемому к тому же новой “бюджетной” ТЭЦ-3, все перипетии, включая проверки, жалобы, обвинения и опровержения, нанизаны на этот главный вопрос: кому столичный энергокомплекс достанется?
Вопрос непростой. По некоторым оценкам, в энергокомплекс столицы уже к 2015 году было вложено более 440 млрд. тенге бюджетных ассигнований. Плюс более 250 млрд. тенге на реконструкцию, модернизацию и строительство трех ТЭЦ.  Сегодня созданы соответствующие комиссии по передаче всей этой красоты в доверительное управление ЦАТЭК.  Хотя есть пример, когда экс-аким Алматы А. ЕСИМОВ выступил с резкой критикой в отношении приватизации энергокомплекса южной столицы. Тем самым показав государственный подход. Нынешний аким Б. БАЙБЕК, к слову, придерживается такой же позиции. Так же и бывший столичный градоначальник И. ТАСМАГАМБЕТОВ долгое время сопротивлялся идее передачи в доверительное управление астанинского энергокомплекса.
Сегодня акции “Астанаэнергосервиса” утверждены в списке приватизации государственных объектов. А здесь надо учесть, что тот, кто доверительно управляет, получает право адресной покупки объекта управления. Вот такая схема вырисовывается.
Причем ЦАТЭК, отбрасывающая материнскую тень на участников проектирования, реконструкции и строительства всех трех астанинских ТЭЦ, как раз и не скрывает, что претендует на управление.
Тем более что в минувшем месяце председателем правления “Астанаэнергосервиса” был назначен Еркегалий Темиргалиевич ЕСЕНЖОЛОВ. Удивительное “совпадение” имени, отчества и фамилии с генеральным директором АО “Центрказэнергомонтаж”, который до сих пор значится на сайте компании. То есть сам у себя работу принимать будет. Ведь “Астанаэнергосервис” управляет следующими компаниями: АО “Астана-Энергия” - производство тепловой и электрической энергии; АО “Астана-Теплотранзит” - транспортировка и распределение тепловой энергии; АО “Астана-Региональная Электросетевая Компания” - транс­портировка и распределение электрической энергии; ТОО “Астанастрой­энерго” - обслу­живание ремонт­ных работ; ТОО “Астанинская Энерго­Сбытовая Компания” - снабжение электрической энергией. А также есть еще одно интересное “совпадение”. Независимым директором в совете директоров “Астанаэнергосервиса” является долгое время Геннадий АНДРЕЕВ - он же член совета директоров “Института “КАЗНИИЭнергопром”, который в свою очередь является основным проектировщиком реконструкции, модернизации ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и строительства ТЭЦ-3 в Астане. Получается, контроль ценообразования, на который сетует Счетный комитет, - это часть айсберга. Остальное останется невидимым для всех. Сами спроектировали - сами построили - сами эксплуатируем - то есть все концы в воду.
И то сказать, ЦАТЭК - компания хотя и относительно небольшая (собрала под себя энергетику пока только в двух областях и еще только заходит в столицу), но вполне таки напористая, желающая прирастать объектами и территориями.
Но ситуация еще больше становится запутанной после новости о подписании меморандума между “Казтранс­газом” и британскими компаниями  о строительстве четырех газотурбинных электрических станций вдоль планируемого магистрального газопровода “Сарыарка”, предназначенного для газификации Астаны, а также Северного и Центрального регионов респуб­лики.
Проект газификации Астаны, Северного и Центрального Казахстана позволит обеспечить потребителей экономичной и удобной системой отопления, увеличить выработку электроэнергии. Кроме того, использование природного газа положительно повлияет на экологическую ситуацию в регионе. Стоит добавить, что данный меморандум был подписан в присутствии президента Казахстана Нурсултана НАЗАРБАЕВА в ходе его визита в Лондон.
И все это происходит на фоне невнятной позиции профильного Минэнерго. Хотя, казалось бы, чего элементарнее: должен же сам министр для начала сказать, как будем строить мост - вдоль реки или все же поперек. То есть будем ли держаться за чубайсовско-аблязовского еще разлива рынок электроэнергии или узаконим то, что уже состоялось: вертикальную интеграцию электроэнергетики по производственному и территориальному принципу. Сколько в такой интеграции должно быть компаний, частных или государственных, и по каким критериям - здесь тоже нужна ясность.
Объявленный президентом в “Ста шагах” переход к единому закупщику тоже ведь требует структурной и тарифной ясности.
Как требует ясного ответа вопрос о необходимости передачи в доверительное управление энерго­комплекса Астаны. Неужели акимат перестал справляться с руководством столичной энергетики? И для чего тогда приватизация?
Или все-таки ответы должны искать в ведомстве г-на КОЖАМЖАРОВА?

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее