3616

О романтиках и негодяях,

или Как нам реорганизовать КСК

Газета “Время”, давно уже проводящая акцию “Как нам обустроить КСК”, методично продолжает отслеживать тему. Особенно после появления (в том числе и нашими стараниями) наконец законопроекта, предусматривающего создание ОСИ (объединение собственников имущества) в каждой городской многоэтажке, что мы не раз уже называли шагом в правильном направлении, но шагом опасно половинчатым. Вроде как пытаться преодолевать пропасть не одним прыжком, а эдакими подпрыгиваниями.

В таком контексте материал газеты “Время”, точно названный “ОСИное гнездо” (см. “Время” от 8.12.2018 г.) меня, честно сказать, даже напугал. Речь в нем о том, как легко и убедительно представители “уходящей натуры” - тех самых подлежащих упразднению многодомных КСК - раскритиковали законопроект в самой его основе. Вот только два аргумента среди прочих.
Первый: благая цель - дать жителям каждого дома право самим распоряжаться своими накоплениями - на корню губится концептуальной мелкотравчатостью. Чтобы иметь счета по каждому дому, нужно ответственное лицо с печатью и правом подписи, и туда же прирастают бухгалтер с кассиром. Тогда как целевые взносы с рядовой городской пятиэтажки - тысяч 70 тенге в месяц. Вот все они и уйдут на зарплату этой управленческой нахлобучке, так что ни на дворника, ни на побелку не останется.
И второй: лишь упомянутые в законопроекте управляющие компании (УК) в лице тех же КСК, закалившихся за два десятка лет и не в таких передрягах, опять возьмут свое, поскольку законопроект позволяет обходные маневры и трактовки. Компания по созданию ОСИ через учредительную инициативу малосильных жилищных инспекций благополучно захлебнется, а чуть поменявшие юридическую форму КСК под видом УК будут банковать по-прежнему.
Больше же всего меня пугает так называемая рабочая группа по законопроекту, обсасывающая лишь детали и не ухватывающая всей картины. Колхозом, я вам скажу, хорошо решать ясно поставленную председателем задачу, а в отсутствие компетентного руководства коллективное творчество только сбивает с курса и усугубляет общий беспорядок.
Великомученик Николай II не хотел революции, но именно он ее и подготовил бездарным управлением и неспособностью решать назревшие в империи проблемы. Открою главный секрет: основная проблема нашего ЖКХ - прямо-таки демонстративно бездарное управление что коммунальными тарифами, что вообще организацией жилищного хозяйства.
Небольшая иллюстрация: на третьем десятке лет с момента перевода ЖКХ на рыночные отношения так и не налажены приборные измерения полезного отпуска горожанам тепла, горячей и холодной воды. Потери рисуются на бумаге, а платежи начисляются по взятым с потолка нормативам. Вы думаете, потому что деньги на установку общедомовых приборов разворовываются? Нет, дорогие, это не причина, а следствие! Причина же в том, что некий высокопоставленный умник додумался закрепить в законодательстве общедомовые приборы за жильцами, а не за тепловыми и водопроводными сетями. Тогда как любая домохозяйка знает: в магазин со своими весами не ходят. Причем додумались это сделать тогда, когда многоквартирного дома как стороны отношений поставщика и потребителя ни юридически, ни организационно фактически не существует - ОСИ до сих пор лишь в проекте. А система расчетов между поставщиком и потребителем электроэнергии и коммунальных услуг с советских еще времен сохранена на поквартирном, а не на подомовом принципе. Этот поквартирный принцип современную автоматизированную (ау, ответственные в правительстве за цифровизацию!) систему подомовых и общегородских измерений не позволит выстроить в принципе.
Так мало того! Другой высокопоставленный умник решил стимулировать установку приборов искусственным понижением тарифов по сравнению с платой по квадратным метрам. В итоге теплосети должны уговаривать жильцов лазать по подвалам, тратить время, нервы и деньги на то, чтобы после установки прибора получать с этого дома… существенно меньше. Если это технология саботажа, то придумана она гениально!
А энтузиастам из рабочей группы, похоже, невдомек, что у ОСИ есть еще и такое предназначение - оцифровать наконец коммунальные расчеты.
В целом же мы имеем неэффективную, подвешенную между жильцами и городскими властями, малодоступную для жильцов и малоуправляемую акимами, надоевшую всем и всеми ругаемую систему КСК. Но систему устоявшуюся, всем привычную, воспитавшую в силу естественного отбора особую плеяду кадров - председателей КСК. Да, мы их не любим, но других-то у нас нет! Это на полном серьезе золотой кадровый фонд. И надеяться найти некий способный противостоять ушлым председателям свежий актив в каждом доме - все равно что тратить деньги на установку общедомовых приборов на неработающих сетях, как это произошло в несчастном городке Сарани. Еще один источник разбазаривания - и не более.
Хуже того, энтузиасты создания ОСИ без решения всего комплекса сопутствующих проблем не кто иные, как “революционные” романтики, мечтающие, как их прадеды, о революции - только не социальной, а коммунальной. Осуществлять “революционный переход” от КСК к ОСИ придется чиновникам - тем еще мастерам. А пользоваться его плодами будут, как и положено, негодяи. В итоге мы гарантированно получим маленькую “гражданскую войну” в каждом городском жилищном хозяйстве в довесок ко всем и так уже привычным удовольствиям.
Как быть? А вот как.
Законопроект должен напрямую связать жильцов и городскую власть по схеме ОСИ - УК - акимат. Во главе обязан стоять аким - иначе ничего не получится. В зоне его ответственности - создание на базе наиболее успешных КСК крупных управляющих компаний (примерно на уровне микрорайонов), за которыми и нужно закрепить не только дома, но и междомовые территории с обязанностью их благоустройства, раздельного сбора отходов и всего прочего полезного по городскому соцзаказу. Председатели упраздняемых КСК переходят в штаты УК курировать свои же бывшие владения. И еще: в штатах УК надо предусмотреть умеренную оплату домовым активам ОСИ - этого будет достаточно. Счета ОСИ, как и общение с коммунальными поставщиками, пусть ведут профессионалы из УК, использование же денег - само собой, только под контролем и по воле ОСИ. Причем начинать нужно именно с организации УК, а уже они по заданию акима смогут организовать создание ОСИ и переход от поквартирного к подомовому формату расчетов за тепло и воду.
Примерно так. Если же правительство и акимы не хотят брать на себя свою долю ответственности, тогда, господа, лучше похороните этот законопроект. Иначе мы “старый мир” разрушим, а новый - не построим.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть