4705

“Орлеу”- на пути к изменениям

Второй год подряд в “Казахтелекоме” реализуется программа трансформации “өрлеу”. Она направлена на достижение важных для компании стратегических целей. О том, к чему приведут изменения основного оператора в сегменте телекоммуникаций, рассказал главный директор по стратегическому управлению АО “Казахтелеком” Батыр Маханбетажиев.
- “Трансформация” - такое пугающее слово для непосвященных, а что кроется за ним на самом деле?
- Пугаться, я полагаю, не следует, а вот знать - полезно. Тем более что на самом деле в природе мы сталкиваемся с процессом трансформации довольно часто. Например, превращение гусеницы в красивую бабочку - это тоже трансформация. Для рыночной компании изменения - это нормальный процесс, как и управление изменениями. Только в классическом случае говорят, например, о параметрах гусеницы, изменении ее цвета, длины, мы же ведем речь о том, что гусеницы больше не будет, будет другая форма - бабочка, а вот ее будущее как раз и прописано в программе “өрлеу”. На деле это означает пересмотр всей деятельности компании. Мы уже ведем такие изменения, направленные, во-первых, на повышение качества сервиса и услуг до уровня лучших мировых практик, а также расширение их набора. Во-вторых, изменения направлены на пересмотр наших внутренних процессов, чтобы оптимизировать, упростить их и ускорить.
Если заглянуть лет на семь вперед, то мы ожидаем рост капитализации компании. Увеличение акционерной стоимости компании - это основная финансовая цель программы трансформации, тот синергетический эффект, который будет получен от реализации всех инициатив и проектов в рамках программы. Так, к 2022-му мы ожидаем, что капитализация “Казахтелекома” вырастет более чем в два раза.
В нашей компании совершенно четко понимают, что есть два пути повышения эффективности: первый - это поиск новых способов извлечения доходов. Второй - это сокращение расходов, когда будет нужно принимать трудные решения.
- И какой выбрал “Казахтелеком”?
- Мы используем все имеющиеся возможности для повышения эффективности. И сама программа трансформации, состоящая из четырех основных стратегических инициатив, создана с учетом этого.
Так, по первому пути мы стараемся завести в Казахстане новые услуги, которые прежде никто не оказывал в нашей стране - этому способствует реализация стратегической инициативы “Супермаркет услуг для всей семьи”, которая ставит во главу угла клиента и его потребности. Мы уже начали продвижение пакетных предложений, которые полностью удовлетворяют потребности всех членов семьи в коммуникациях, получении и распространении информации, обучении, развлечении, совершении покупок в онлайн-магазинах.
По блоку инициатив “Интегрированный оператор” у нас проводится совместная работа с “Алтел”, с тем чтобы добиться синергетического эффекта за счет тесного сотрудничества и интеграции. Инициатива предусматривает значительное развитие мобильного бизнеса.
По направлению “Информационный фундамент казахстанского бизнеса” мы планируем сохранение лидерства в корпоративном сегменте за счет расширения продуктовой линейки и предоставления комплексных решений для различных типов корпоративных клиентов, а также переход от продуктового подхода к клиенто- и сегментоориентированному, развитие операторского бизнеса, международного транзита данных.
- Это клиенты, а ваши сотрудники, персонал? Что трансформация несет им?
- В первую очередь возможность больше зарабатывать за качественно выполненную работу, перевыполнение показателей. Так, например, мы меняем систему мотивации в нашем коллективе. Эффективный работник должен вознаграждаться адекватно вкладу в общее дело.
В нашей компании реализуется HR-проект “Повышение уровня эффективности персонала”, включающий внедрение новых подходов системы мотивации и оценки эффективности деятельности работников. Этот проект позволяет выстроить систему вознаграждения работников на объективных и прозрачных показателях, управлять эффективностью персонала. Во многом за счет того, что стратегические глобальные цели “Казахтелекома” разделяются на более мелкие, встраиваются в цели структурных подразделений и индивидуальные цели конкретного работника.
Оценка эффективности персонала будет внедрена на всех уровнях компании. Это относится и к топ-менеджерам.
К слову, инициатива “Эффективная бизнес-модель” программы трансформации как раз направлена на повышение эффективности организации, совершенствование процессов и корпоративной культуры. И одним из результатов трансформации будет повышение производительности труда.
- То есть вы повышаете требования к выполняемой работе, но в то же время мотивируете к достижению высоких результатов. А как информация доводится до каждого работника?
- Да, коротко говоря, мы поощряем лучших. В этом весь смысл! У нас ведь средний стаж работы в компании 13 лет. Люди много лет работают на своих местах, выбирают нас в качестве работодателя несколько поколений, и следующей нашей задачей является вовлечение их в программу. Они должны иметь возможность влиять на нее, высказывая свои мнения, выдвигая идеи и предложения по реализации программы трансформации. Для этого очень важна работа в филиалах, ведь “Казахтелеком” - это большая организация более чем с 27 тысячами сотрудников по всей стране, из них административный персонал составляет почти 2 тысячи сотрудников, а производственный персонал - свыше 25 тысяч человек.
Недавно был проведен опрос среди ключевого персонала, который показал, что его подавляющее большинство, а именно 89 процентов, больше всего ценит уважение коллег. 90 процентов ключевых сотрудников говорят о том, что их привлекает возможность профессионального роста, и только на третьем месте называют заработную плату.
Именно поэтому важная составляющая в программе трансформации - это коммуникации с персоналом. Ее успех зависит от того, насколько хорошо коллектив понимает цели и задачи трансформации, насколько близко сотрудники принимают идеи программы, насколько они вовлечены в реализацию “өрлеу”. Для информирования персонала осуществляется регулярная рассылка новостей программы, организуются обращения руководства с разъяснениями отдельных пунктов трансформации, публикуются новости на внутреннем портале.
- Именно производственный персонал первым страдает при разного рода оптимизациях. Планируются ли сокращения в компании?
- Не совсем наш случай. Компания исходит из того, что первая и самая важная составляющая трансформации - это люди. Хотя реализация программы модернизации в АО “Казахтелеком” подразумевает оптимизацию бизнес-процессов и, соответственно, штатной численности персонала. Но надо отчетливо понимать, что сокращение штатной численности не всегда означает сокращение самого персонала. Есть незанятые места, люди уходят на пенсию, меняют место жительства, покидают компанию по другим причинам, то есть происходит так называемая естественная убыль.
Для тех же, чьи производственные функции оптимизируются, формируется “Карта рисков” высвобождения работников, рассматриваются меры возможного трудоустройства высвобождаемых работников.
Для максимального смягчения последствий оптимизации компания идет на перевод части персонала в дочерние компании, кто-то перейдет на схему работы в аутсорсинге. Для сотрудников, достигших пенсионного возраста, запущены досрочные льготные пенсионные программы.
Также в компании предусмотрено содействие трудоустройству высвобождаемых работников, адаптации работников к новым социальным условиям, в том числе консультации по вопросам трудового законодательства и информирование о правах и гарантиях работников при увольнении и трудоустройстве.
Мы взаимодействуем с рекрутинговыми агентствами, службами занятости, местными исполнительными органами в целях содействия трудоустройству, если при оптимизации работнику придется сменить место работы.
То есть трансформация - это не оптимизация за счет сокращения работников. Трансформация меняет привычный уклад, сознание, но это процесс, который приводит к качественным изменениям. Не просто компания “Казахтелеком” становится эффективнее, а каждый ее сотрудник, от монтера до генерального директора, становится эффективнее.
Должен сказать, что стратегические цели, которые мы ставим перед собой как лидер телекоммуникационного рынка Казахстана, пойдут на пользу всем сторонам - государству, акционерам, клиентам и работникам компании. Мы уже получаем первые результаты и уверены в правильности наших ориентиров и планов.

Саттар Сулейменов, фото предоставлено пресс-службой АО “Казахтелеком”, Астана

Поделиться
Класснуть