2161

От суммы - до сумы,

или На чей карман работает национальная экономика? 

Форс-мажорная по времени и размаху реструктуризация правительства, в общем-то, соответствует тому кризисному политическому и экономическому форс-мажору, который стремительно развивается в отношениях России с США - ЕС. Казахстан же здесь - сразу по обе стороны фронта. 

Наша внешне ориентированная экономика самым решающим образом завязана на экспорт нефти и металлов именно в Европу и на присутствие здесь в основном пока еще именно западных товаров, инвесторов и капиталов. Ну а чем и как мы необратимо завязаны на Россию вообще и на дополнительно подстегиваемый конфронтацией с Европой Евразийский союз - это всем и так понятно.
Но вот что всем пора бы понять и прочувствовать во всей драматической глубине - это то, что положение Казахстана и по ту, и по другую линию фронта ведет нас к двойному поражению.
Посмотрите на график 1: все цифры для него взяты из официального платежного баланса, просто с птичьего финансового языка они переведены на более понятный.
Все просто: мы экспортируем сырье, импортируем готовые товары и здесь (благодаря хорошим ценам на нефть и металлы) имели по прошлому году плюс 33,7 млрд. долларов - на этом все и держится.
Еще мы экспортируем-импортируем услуги - здесь уже минус $6,9 млрд. Привлекаем иностранных управленцев и рабочих, наши гастарбайтеры тоже что-то шлют на родину - в итоге минус $1,8 млрд. Пользуемся внешними ссудами-займами, заодно рассчитываемся по ним - в сумме минус $0,8 млрд.
Ну а самое большое наше достижение - привлечение иностранных инвестиций - принесло нам в прошлом году и самый большой… минус - $22,4 млрд. Поскольку вывоз доходов на ранее вложенные инвестиции давно уже превысил привлечение новых.
В сумме же наша завязанная на доллар и внешний рынок экономика наращивает все больше минусов, поэтому даже при очень приличной нефтяной конъюнктуре в прошлом году Нацбанку пришлось потратить $2,4 млрд. своих резервов - отсюда и февральская девальвация.
А теперь посмотрите на график 2 - это уже касательно нашего положения на российском “фронте”.
Как видим, здесь мы тоже в минусах, поэтому сейчас речь не о том, как нашим производителям воспользоваться российским эмбарго и заместить своими поставками западные, а как хотя бы уменьшить зависимость от поставок того же (неизбежно дорожающего теперь из-за санкций) продовольствия из России.
Заметим: все это отчетные данные еще до торговой войны Россия - Запад. А в условиях этой войны ситуация вдвойне осложняется: любой санкционный залп с любой стороны осколочно бьет по нашим окопам.
Как на таком фоне смотрится корректировка правительства?
Если тактически, все логично: премьеру нужен компактный набор министров для оперативного “ручного” реагирования на кризисную ситуацию. Опять же, для ЭКСПО-2017 “Энергия будущего” (заодно с реагированием на задержку Кашагана) потребовалось воссоздание Минэнерго во главе со Школьником - ситуативно это понятно.
Однако стратегически правительство пытается выжить в глухой обороне. Тем же людям, при которых иностранные инвестиции обернулись выкачиванием ресурсов из страны, а направленная на уменьшение сырьевой зависимости пятилетка ФИИР заканчивается с показателями хуже стартовых, доверено руководить этим и дальше. А за спинами поредевшей когорты министров мы видим раздутые - до невозможности “ручного” управления - суперминистерства.
И вообще, если министра национальной экономики предупреждают, чтобы он не путал свой карман с государственным, и человек это спокойно воспринимает - чего ждать от него да и от национальной экономики?
Вот почему сейчас важно определиться с этой самой национальной экономикой: на чей карман она работает?
И здесь надо понять две вещи.
Во-первых, ситуативная тактика сейчас заведомо проигрышна, потому что речь идет не о временных сбоях в мировых политических и экономических раскладах, а о необратимом формировании совсем иных производственно-потребительских и финансовых пространств, относительно которых надо определяться и за ними поспевать.
Во-вторых, для прорыва из сырьевой экономики в индустриальную бесполезны любые организационные и кадровые перетряски. Перемены нужны институциональные. К примеру, на Западе министров мало, а министерства компактные, потому что еще большая работа делается в парламенте и его комитетах. Причем цент­ральные власти отвечают лишь за главное в стране, тогда как основная масса проблем решается на местах - через кадры и бюджеты само­управления.
А вы, друзья, как ни садитесь…

Пётр СВОИК, рисунки Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть