3357

По новому пути на нефтеперерабатывающий завод

Большое событие должно произойти в ближайшее время в Атырауском регионе. Речь идет о строительстве и начале эксплуатации железно-дорожной станции Промышленная в городе Атырау

Н о сначала небольшой экс­курс в историю.
24 февраля 2009 года правительством Республики Казахстан одобрен комплексный план развития нефтеперерабатывающих заводов Республики Казахстан.
Начиная с 2013 года на Атырауском нефтеперерабатывающем заводе (АНПЗ) производится модернизация промышленных мощностей. Результатом данной модернизации будет являться увеличение глубины переработки нефти и, как следствие, повышение норм выхода светлых нефтепродуктов для внутреннего рынка Казахстана.
На сегодняшний день АНПЗ осуществляет транспортировку всей производимой продукции, а также поставки сырой нефти через действующую станцию Акжайык Атырау­ского отделения АО “НК “КТЖ”. На данный момент пропускная способность станции Акжайык ограничена, и возможность ее технического развития отсутствует. Станция уже не справляется с  возрастающим грузопотоком.
Вопрос о необходимости строительства новой станции и переноса железнодорожной ветки, идущей на Атырауский НПЗ, неоднократно поднимался администрацией города, санитарными и экологическими службами. В настоящее время подача вагонов на эстакады слива-налива нефти и нефтепродуктов осуществляется со станции Акжайык. При начале строительства в 40-е годы прошлого столетия это был кратчайший путь от станции Гурьев-1, ныне Акжайык, до Атырауского НПЗ, проходящий по совершенно свободной от застройки территории.
За прошедшие 70 лет город вырос, и железнодорожные пути проходят прямо внутри жилых районов города. Люди вынуждены жить в непосредственной близости от подъездных путей, а это постоянный шум, затрудненное дорожное движение и повышенная степень загрязнения окружающей среды.
Экологическая ситуация в районе существующего железнодорожного пути характеризуется как крайне неблагоприятная. Содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и поверхностных почвах превышает установленные экологические нормативы для городской инфраструктуры. Прохождение грузовых составов создает повышенный уровень шума, а перевозимые взрывоопасные продукты и ядовитые сильнодействующие вещества - повышенную опасность для проживающих в этих домах людей и гражданских сооружений.
Приняв во внимание многочисленные обращения граждан, а также неблагоприятную экологическую и транспортную обстановку, сложившуюся в районе нефтеперерабатывающего завода, в августе 2014 года в целях осуществления строительства и последующей эксплуатации нового подъездного пути была создана компания ТОО “РТИ-АНПЗ”, являющаяся совместным проектом ТОО “АНПЗ” и казахстанской частной компании.
Для проблем, которые накапливались годами, стало возможным найти свое решение при участии инвестора в лице ТОО “PETROLEUM”. В данном случае это яркий пример взаимодействия частного капитала и государственных интересов, то есть того самого государственно-частного партнерства, о котором мы столько слышали, но редко видели его результаты.
Основанная в 2002 году группа компаний PETROLEUM является ведущей транспорт­но-логистической компанией Казахстана в железнодорожной отрасли. География ее перевозок охватывает не только Казах­стан, но и страны СНГ, Балтии, Центральной Азии, а также Афганистан. Имея четырнадцатилетний опыт работы в этой сфере, она входит в топ 5 крупнейших компаний Казахстана по количеству собственного вагонного парка, а по количеству оперируемого парка - на первом месте. Только в 2015 году, имея в оперировании более 7 тысяч вагонов-цистерн, она перевезла свыше 4,5 млн. тонн нефтепродуктов. Помимо перевозок PETROLEUM на постоянной основе осуществляет развитие железнодорожной инфраструктуры, включая строительство и эксплуатацию промывочно-пропарочных станций, подъездных путей. За последние два года компания PETROLEUM наладила бесперебойную работу на трех собственных промывочно-пропарочных комплексах по ремонту и подготовке вагонов-цистерн к наливу. Это позволило ей стать единственной в РК компанией, оказывающей полный спектр транспортных услуг, используя собственные мощности.
Принимая во внимание тот факт, что PETROLEUM является казахстанской компанией, к осуществлению данного проекта были привлечены исключительно казах­станские специалисты. Проект был разработан Казахским институтом транспорта нефти и газа (ТОО “КИТНГ”), строительство “под ключ” производят также отечественные профессионалы из компании ТОО “ГлобалСтройСнаб”.
Сегодня проект вступил в стадию завершения. Ради спокойствия и благополучия жителей города практически “в чистом поле” была проделана грандиозная работа. Сложность проекта заключалась не только в масштабности строительства, но и в кратчайших сроках его реализации. Эксперты утверждают, что на строительство аналогичных объектов уходит два-три года. В данном случае строители смогли уменьшить сроки строительства в два раза. Таких рекордных темпов строительства достигли благодаря тому, что строительство велось не последовательно, как принято со времен СССР, а путем одновременного возведения нескольких инфраструктурных объектов.
Только грунта и щебня было уложено более 2 млн. кубометров. Была реконструирована альтернативная участковая станция Тендык, проложена отдельная железнодорожная линия протяженностью 13 км от станции Тендык до АНПЗ через станцию Промышленная. Эта линия позволит заводским вагонам не заходить на территорию города Атырау. Была возведена отдельная сортировочная станция со своей инфраструктурой, с четырьмя приемо-­отправочными и восьмью сортировочными станционными путями, которые позволят полноценно обеспечить своевременный и планомерный вывоз продукции с реконструированного завода, не создавая заторов и транспортных коллапсов. Общая протяженность проложенных железнодорожных путей составила более сорока километров. Построен отдельный промывочно-пропарочный комплекс подготовки цистерн под налив. В рамках этого масштабного проекта в общей сложности было возведено более 15 крупных объектов.
На сегодняшний день готовность проекта по всем зданиям, сооружениям и инженерным коммуникациям составляет 95 процентов.
При этом данный проект гармонично вписался в инфраструктуру региона. Для удобства было проложено почти девять километров притрассовой автодороги, возведено четыре железнодорожных моста и оборудовано три железнодорожных переезда.
Эксплуатация данного проекта позволит создать около 450 рабочих мест, которые займут высококлассные специалисты, имею­щие огромный опыт работы в данной сфере.
Одновременно со строительством нового железнодорожного пути с сортировочной станцией, учитывая увеличение объемов выпускаемой продукции в рамках реализации проектов комплекса по производству ароматических углеводородов и комплекса глубокой переработки, будет концептуально пересмотрена существующая схема слива-налива нефтепродуктов на Атырауском НПЗ. В этой связи техническим советом завода принято решение о строительстве новой эстакады налива светлых нефтепродуктов за территорией завода, переоборудование существующей эстакады светлых нефтепродуктов под налив темных нефтепродуктов.
Реализация проектов строительства объездного железнодорожного пути и эстакады налива светлых нефтепродуктов положительно повлияет на значения ключевых показателей деятельности завода.
Учитывая стратегическую значимость проекта, мы будем продолжать внимательно следить за ходом строительства и реализации данного масштабного проекта и надеемся, что с вводом в эксплуатацию этого крупного инфраструктурного объекта город вздохнет свободнее. Появятся новые рабочие места, в бюджет области и страны будут поступать дополнительные финансовые вливания.

Сакен КАСЫМОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть