3883

Пора кончать ТОК-шоу!

Во все времена энергетическая отрасль считалась стратегической, поскольку от ее состояния напрямую зависит развитие промышленности и в конечном итоге - социальное самочувствие населения. Американская компания AES не новичок на казахстанском энергорынке. Однако в последнее время общение между властями и заокеанскими инвесторами перешло в плоскость выяснения отношений. Впрочем, на протяжении всех 17 лет своей работы в нашей стране американцы не раз давали повод для серьезных претензий.

За годы “хозяйствования” AES довела износ сетей и подстанций Восточно-Казахстанской области до критического уровня. В то же самое время компания AES использовала по меньшей мере странные финансовые схемы, не выполняя при этом инвестиционных обязательств.
Примеров того, как энерго­сберегающая организация, не стесняясь, извлекала деньги из потребителей, предостаточно. Государственные органы постоянно уличали компанию в применении сомнительных коммерческих схем. Так, в ходе проверки по итогам 2009 года выявлены признаки двойного включения затрат в тарифные сметы на тепловую и электрическую энергию.
С помощью схем взаимокредитования и цепочки посредников компании AES из года в год удавалось показывать реально прибыльные предприятия электроэнергетики убыточными. При заключении договоров на поставку электро­энергии с аффилированными предприятиями в течение длительного периода она поставлялась в долг. Эти долги затем никем не взыскивались, на них не начислялись штрафы и пеня, они использовались для занижения налогооблагаемой базы и прибыли.
При этом с населения региона, на долю которого приходится значительно меньший по сравнению с промышленными предприятиями объем потребления электроэнергии, долги взыскивались по полной программе. Будучи собственником ряда мощных ТЭЦ и ГЭС, компания AES реализовывала населению дешевые по себестоимости киловатты через цепочку аффилированных фирм-посредников, делая стоимость энергии для потребителей гораздо дороже. Печально известное ТОО “Шыгысэнерготрейд” вводило тариф первого числа каждого месяца, а показания счетчиков снимало за две-три недели до этого. На закономерное возмущение рядовых потребителей у корпорации AES был готов не выдерживающий критики ответ: мол, контролеры не в состоянии за день обойти всех жителей(!).
И пока рядовые восточноказахстанские потребители изыскивали средства, чтобы оплатить накрученные счета, компания AES регулярно отключала в их домах электроэнергию, не забывая повышать стоимость тарифа, постоянно требуя от органов власти удовлетворения заявок на его увеличение.
По данным экспертов, компания AES через аффилированную посредническую компанию ТОО “Нурэнергосервис” выстроила такую схему поставки, в результате которой население Восточно-Казахстанской области платило за энергию почти на треть (27%) дороже положенного.
Причем AES заявляла о повышении тарифов именно зимой, угрожая в 40-градусные морозы оставить без электричества как квартиры потребителей, так и жизненно важные социальные объекты. Так, в Усть-Каменогорске без электричества оказалась больница скорой медпомощи, в Семее - детская больница и роддом. Из-за финансовых споров энергокомпания AES обесточивала семейский Водоканал, оставляя без воды социально значимые объекты.
В значительном объеме не выполнены инвестиционные обязательства, документально подтверждено, что все инвестиции AES осуществлялись только за счет дохода от реализации энергии, то есть за счет потребителей. В результате дефицит электроэнергии в таком важном промышленном регионе, как Восточный Казахстан, достигал 1,2 млрд. кВт/час.
На Усть-Каменогорской ГЭС себестоимость производимой электроэнергии равняется примерно одному центу, а тариф был почти втрое больше. При доходе порядка трех миллиардов тенге инвестиции составили меньше миллиарда.
При этом только официально выплаченные головным компаниям AES дивиденды в 2010-2013 годах составили порядка 25 млрд. тенге без учета “мелких” доходов руководства казахстанских предприятий AES, полученных от деятельности непонятных “консалтинговых фирм”.
К примеру, только одной из них за “управление холдинг-компаниями” в 2002-2013 годах перечислено свыше 2,5 млрд. тенге. Значительная часть денежных средств самих гидроэлектростанций Восточного Казахстана и других энергетических предприятий AES шла на выплаты, не связанные с предпринимательской деятельностью. В их числе расходы на поездки в дальнее зарубежье иностранных граждан, привлеченных для работы, оплата чартерных рейсов, услуг международной связи, элитного ремонта и содержания квартир отдельных руководящих работников. Не скупились “инвесторы” и на так называемые золотые парашюты - выходные пособия для уволенных менеджеров - в размерах, значительно превышающих установленные действующим законодательством РК.
В конце концов споры между государством и концессионером привели в Арбитражный суд Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. The AES Corporation предъявила Казахстану ряд исковых требований, потребовав от арбитража признать республику нарушившей свои обязательства: мол, в РК изменили антимонопольное законодательство и закон об электроэнергетике, а госорганы и суды неправильно применяли изменения. Но 1 ноября 2013 года Арбитражный суд Международного центра по урегулированию инвестиционных споров вынес решение в пользу Республики Казахстан.
В то же время эта ситуация наглядно демонстрирует: необходимо совершенствовать законодательную базу в сфере концессионной деятельности. На эту проблему неплохо было бы обратить пристальное внимание нашим депутатам - ведь отсутствие надлежащего государственного регулирования в этой сфере при активном использовании отдельными недобросовестными инвесторами “открывающихся возможностей” может нанести значительный ущерб национальной экономике и гражданам страны.
Но самое главное - крайним остается население, на кон поставлено социальное самочувствие важнейшего промышленного региона страны. А потому без жесткой руки государства здесь никак не обойтись.

Рысбек МАКЕЕВ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА,Алматы

Поделиться
Класснуть