2181

Автомобильный рынок: что происходит на самом деле?

Автомобильная тема остается одной из самых горячих. За ней с интересом наблюдают даже те, кто никогда не сидел за рулем. Череда захватывающих сюжетов - от массовых автомобильных шоп-туров в Россию до запуска госпрограммы льготных автокредитов - порождает все новые догадки о судьбах казахстанского автомобильного рынка и производства. Большинство этих прогнозов написаны если не в черных, то в серых тонах.

Именно “серый” ввоз стал причиной затяжного падения легальной казахстанской автоиндустрии, которое длится вот уже 12 месяцев.
Судите сами. Только с января по апрель этого года 135 тысяч легковых авто ввезено в страну по “серым” каналам. В основном - машины “в возрасте”. Для сравнения: официальные дилеры продали в четыре раза меньше - 32 248 новых авто. И похоже, идти на поправку рынок пока не планирует. С начала года он провалился на 27 процентов, а в апреле продажи “официалов” уступили прошлогодним цифрам 32 процента.
Недавно правительство протянуло сразу две руки помощи автобизнесу, запустив программу льготных кредитов и ограничив ввоз из “союзных” стран машин ниже стандарта Евро-4. Поможет ли это сохранить рабочие места в одной из самых заметных несырьевых отраслей - мы с вами увидим ближе к осени.

Что покупают?
А пока в Казахстане продолжают производить, продавать и покупать автомобили. Наиболее крупным участником отечественной автоиндустрии остается группа “БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО”. Больше половины казахстанцев покупает новые автомобили в их филиалах. Если быть точным, 52,7 процента покупателей. В январе-апреле 2015 года соотечественники приобрели в автоцент­рах компании 18 074 автомобиля на сумму 34,3 миллиарда тенге (185 миллионов долларов).
Иначе говоря, цифры “БИПЭКа” дают представление о казахстанском рынке в целом. Что же предпочитает отечественный покупатель сегодня?
Самый покупаемый в республике автомобиль - Lada. Это не новость. Его продажи более чем втрое опережают показатели других брендов, входящих в первую тройку. Но в нынешнем году слабый рубль привлекает к продукции АвтоВАЗа еще больший интерес, чем прежде. Объяснимо: казахстанские цены уже не отличаются от ценников в автосалонах Оренбурга или Омска. В итоге доля Lada достигла уже 36,4% (против 30,3% в 2014 году). За четыре месяца жители республики приобрели 12 460 автомобилей тольяттинской и усть-каменогорской сборки. Самые популярные: Granta - 4011 проданных машин, Largus (2921 ед.) и Priora (2859 ед.). Эти же автомобили возглавляют рейтинг наиболее востребованных у наших граждан моделей.
В тройку лидирующих брендов входит также KIA - с начала года в Казахстане было продано 3208 машин. Самой востребованной остается KIA Rio. Модель в числе пяти наиболее интересных казахстанцам автомобилей в “общем зачете”.
Сохраняет свое место в десятке и Chevrolet - более тысячи проданных автомобилей. На бренды Renault, Skoda и UAZ пришлось 1355 машин, реализованных в филиалах “БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО”.

Хребет автопрома
Если верить цифрам комитета по статистике МНЭ РК, многомесячное падение легальной части казахстанского рынка нанесло сокрушительный удар по отечественному автопрому: выпуск казахстанских автозаводов сократился почти в два раза - на 48,6 процента.
Но хребет автопрома - предприятие, на котором держится неокрепшая отрасль, пока удар выдерживает. Завод “АЗИЯ АВТО” с начала года обеспечил 71% объемов выпуска автосборочных предприятий страны. В январе-апреле 2015 года из 6212 легковых автомобилей локальной сборки 4381 был произведен на усть-каменогорских мощностях.
Более показателен другой факт: “АЗИЯ АВТО” делает погоду не только в периметре авто­прома. В условиях кризиса производитель сохраняет за собой положение крупнейшего предприятия машиностроительной отрасли: работа “АЗИЯ АВТО” обеспечила 11 процентов выпуска продукции всех машиностроителей страны (вклад составил 20,8 миллиарда тенге).
Именно конвейер завода сделал Восточный Казахстан регионом №1 в отечественном машиностроении. Но, судя по всему, сегодняшние цифры - только точка отсчета. Ведь в Усть-Каменогорске продолжается строительство крупнейшего в республике автопромышленного кластера. Полным ходом идет создание мощностей полного цикла: сварка, окраска, сборка автомобилей плюс выпуск автокомпонентов. Речь идет о выпуске 120 тысяч автомобилей в год. А это означает 12 тысяч новых рабочих мест и прирост ВВП на 6 миллиардов долларов уже в первые семь лет работы нового предприятия.
Резонный вопрос: “съест” ли казахстанский покупатель такое количество автомобилей?
В феврале “БИПЭК АВТО - АЗИЯ АВТО” приступил к продажам автомобилей в шести крупнейших городах Сибири и Урала. Сеть, которая уже включает Барнаул, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Челябинск и Шадринск, создается под нужды строящегося усть-каменогорского автопроизводства.
Так что, по всей вероятности, “серый” ввоз секонд-хенда из России довольно скоро сменится экспортом продукции казахстанского автопрома соседям по ЕАЭС.

Оксана Акулова, Алматы

Поделиться
Класснуть