6900

Репутация дороже девальвации, или Почему тенге решили опустить плавно

Национальная валюта вновь под угрозой: как объявил на днях председатель Нацбанка Кайрат КЕЛИМБЕТОВ, коридор для тенге расширился. Если объяснять простым языком, регулятор больше не будет удерживать стоимость доллара на уровне 185-188 тенге. Теперь “зеленый” может подпрыгнуть аж до 198 тенге. Не заплутает ли тенге в новом коридоре? И главное - как изменится в связи с этим жизнь казахстанцев? Газета “Время” поговорила на эту тему с экспертами.

В самом начале года наш корреспондент заключил пари с экономистом Магбатом СПАНОВЫМ (на снимке). Доктор наук тогда поставил 5 тысяч тенге на то, что девальвации до президентских выборов не будет. И оказался прав - корректировка курса состоялась уже после того, как народ избрал главу государства.
- Фактически Нацбанк объявил латентную девальвацию, можно ее так называть, - считает Магбат Спанов. - Что будет дальше, прогнозировать очень сложно. Moody`s объявил о том, что тенге до конца года просядет на 20 процентов. Но заявлять можно что угодно, главное - реально оценивать политическую ситуацию в стране. Президент публично заявил, что социальный уровень жизни казахстанцев не будет понижаться. При 20-процентном падении нацвалюты народ однозначно станет жить хуже, а на это наша власть не пойдет. Насколько я понимаю, заявление Келимбетова связано с тем, что мы слишком активно тратили резервы на поддержание курса тенге. Нынешнее расширение коридора говорит о том, что все другие меры (а это не только покупка и продажа регулятором долларов) не помогли. Мы должны были активно реформировать свою экономику, чтобы уйти от нефтяной зависимости, но за неполные 10 лет, прошедшие с 2006 года, не сделали ровным счетом ничего. Сейчас, когда нефть упала в цене и никак не хочет подниматься, мы вынуждены опускать тенге - это все, что может предложить наше правительство. Будет расти цена нефти - будут расти доходы государства, соответственно, легче станет справляться с соцобязательствами. Вот и все правительственные расчеты. Ничего другого кабмин МАСИМОВА предложить не может.
- Так поможет ли экономике более широкий коридор для тенге?
- Это лишь “косметический ремонт”. Нам же нужны кардинальные изменения в экономике. Нужно все ломать и строить заново. Те реформы, что были проведены, не сработали, да и казахстанцы толком не поняли, для чего они были нужны. И в нынешней ситуации одна госпрограмма пользы не принесет. Ведь у нас большие расходы заложены на крупные проекты - Универсиаду, ЭКСПО, а это потенциальная угроза масштабной коррупции (в случае с той же ЭКСПО это уже реальность). Если еще и Олимпиада нам достанется, то можно будет окончательно забыть о важнейших для экономики инфраструктурных проектах. Посмотрите - те же греки провели Олимпийские игры и загнали страну в глубочайшую долговую яму, из которой выберутся в лучшем случае их внуки...
Другой наш эксперт - экс-глава канувшей в Лету Ассоциации пенсионных фондов Айдар АЛИБАЕВ (на снимке) “коридорные” шаги Нацбанка приветствует.
- Я думаю, до конца года мы будем наблюдать, как тенге мягко и плавно опускается в рамках нового коридора, - считает он. - Давно уже ходили разговоры о том, что нынешний курс не рыночный, реальная стоимость нашей валюты значительно ниже - особенно в сравнении с российским рублем. Я вижу в начавшихся изменениях позитивный момент: в кои-то веки девальвацию у нас проводят плавно, а не одномоментно. То есть у простых людей будет возможность среагировать: перевести накопления в тенге, доллары или евро. Показательно то, как люди отреагировали на новость из Нацбанка: не было очередей у обменников, какой-то паники, по ночам никто по городу не ездил, чтобы успеть “слить” тенге.
Айдар Алибаев считает: расширять коридор надо было раньше, но лучше поздно, чем никогда.
- У нас из-за сдерживания курса тенге возникли проблемы в реальном секторе экономики, бизнес, особенно зависящий от России, стал нести убытки, предприятия начали закрываться. И понятно, что до бесконечности тянуть было нельзя, - говорит он. - То, что сделал Нацбанк - это не хорошо и не плохо. Это адекватный ход: в условиях, когда давление на тенге не снижается, нацвалюту начали опускать до ее рыночной цены, но аккуратно, без шока. Именно так и нужно было поступить еще в прошлом году.
Между тем политолог Досым САТПАЕВ (на снимке) выводит дискуссию на иной уровень: он пытается понять, почему на сей раз выбрана не традиционная одномоментная девальвация, а плавное снижение курса. И приходит к любопытным выводам.
- Это свидетельствует только об одном: политика у нас по-прежнему доминирует над экономикой, - считает эксперт. - Но уже в конце прошлого года стали возникать противоречия между экономически целесообразной повторной девальвацией и политической необходимостью удержания курса. Не будем забывать и о грядущих парламентских выборах, которые, не исключено, будут досрочными. А это не самый подходящий фон для одномоментной девальвации. Именно поэтому было принято решение о расширении валютного коридора - это как бы тоже девальвация, но мягкая. Тем более глава государства уже заверил казахстанцев, что никакой “шоковой терапии” не будет. В то же время и глава Нацбанка, и околоправительственные эксперты выступали с заявлением о том, что тенге будет дешеветь плавно. То есть и население, и бизнес заранее подготовили к этому сценарию.
Политолог делает вывод: с помощью плавной девальвации Нацбанк и правительство пытаются убить двух зайцев сразу: и экономике помочь, и свое реноме улучшить.
- Главная проблема, которая появилась после февральских событий прошлого года, не девальвация тенге, а девальвация доверия к исполнительной власти, - уверен Досым Сатпаев. - В то же время, как показали президентские выборы, доверие к действующему главе государства по-прежнему очень высоко. Чего не скажешь об авторитете премьер-министра и председателя Нацбанка. Посмотрите, как народ всякий раз реагирует на заверение Кайрата Келимбетова в том, что нет повода для беспокойства: люди тут же бегут покупать доллары и евро. Все, что сейчас говорят высокопоставленные чиновники, общество воспринимает с изрядной долей скепсиса. Поэтому и Нацбанку, и правительству придется потратить много усилий, чтобы вернуть доверие казахстанцев. Плавная девальвация как раз из этой оперы. Келимбетов и Масимов как бы говорят народу: вот, ребята, мы обещали не обрушивать курс и сдержали слово!

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее