2796

Спасите экспортёра!

Казахстанские производители и предприниматели, которые приводят в экономику столь нужные всем оборотные средства, оказались в зоне риска. Но им угрожают не столько внешние условия, сколько внутренние факторы. Проблема невозврата НДС, которая копилась годами, достигла критического значения и нуждается в незамедлительном решении.

Осложнение экономической ситуации началось с внешних рынков, поэтому неудивительно, что первыми его почувствовали на себе экспортеры, отечественные - не исключение. По итогам 2014 года казахстанский экспорт в целом снизился на 6,7%. Между тем цены на нефть сократились уже в два с половиной раза, и их падение продолжается.
В затруднительном положении оказались и наши поставщики несырьевой продукции - главным образом из-за ситуации в странах, которые являются нашими парт­нерами по Таможенному союзу. За прошлый год казахстанский экс­порт в государства ТС уменьшился на 10,7%.
В настоящее время положение отечественных предприятий, работающих на рынке России и других соседних стран, еще более усугубилось из-за обвала курса рубля, сделавшего российские товары значительно дешевле.
А поскольку ситуация на российском и в целом на мировых рынках продолжает ухудшаться, отечественные экспортеры стали наиболее уязвимым звеном. Между тем именно экспорт для Казахстана с относительно небольшим внутренним рынком жизненно важен, являясь ключевым приоритетом развития. Ведь производственные мощности многих предприятий, построенных и планируемых к созданию в рамках индустриальной программы, превышают внутренний спрос.
Очевидно, что логика нынешней ситуации требует если не поддерживать экспортеров, то хотя бы не чинить им препятствий. Однако в настоящее время казахстанские предприниматели, поставляющие продукцию за рубеж, в частности сельскохозяйственную, оказались под ударом, который может стать для них роковым. Речь о том, что экспортерам, поставляющим зерно, фактически прекращен возврат НДС, положенный по закону.
Поясним для несведущих: механизм возврата НДС является общемировой практикой. Ведь если с товара будет взиматься НДС и в стране экспортера, и в стране импортера, то возникнет двойное налогообложение. Такой товар резко вырастет в цене, станет неконкурентоспособным на зарубежном рынке, а экспорт потеряет смысл. Потому во внешней торговле принят принцип уплаты налога в стране назначения. Соответственно, в стране отправления экспортеру возвращается НДС из бюджета.
В отечественном законодательстве закреплены и принцип уплаты НДС в стране назначения, и механизмы возврата НДС. Но на прак­тике уже в течение нескольких лет этот механизм барахлит. Возмещение средств экспортерам постоянно затягивается, учащаются случаи необоснованного отказа. Последний год экспортеры зерна, как и многие поставщики другой продукции, вообще перестали получать возврат НДС, т. е. государство свои обязательства перед ними заморозило.
Понятно, что для каждого отдельно взятого предприятия эта проблема - серьезная дыра в обороте. Кроме того, они все оказались в заведомо проигрышном положении в сравнении с зарубежными конкурентами.
Парадокс, но многие экспортеры уже рассматривают невозврат НДС, противоречащий законодательству, как неизбежный фактор! И учитывают его в своих бизнес-планах, принимая решение либо сворачивать экспортные операции, либо перекладывать непоступление НДС на своих поставщиков. К примеру, зерновым трейдерам ничего не остается, как занижать цену закупаемой у производителей пшеницы. Не стоит объяснять, чем это чревато для сельчан, которые и без того оказались в форс-мажорной ситуации при уборке урожая прошлой осенью.
Нужно понимать, что суммы возврата НДС - вовсе не прибыль экспортеров. Это оборотный капитал, который они инвестируют в дальнейшую деятельность. Если же эти деньги вымываются, то пропорционально сжимается и оборот. В таких условиях говорить о росте производства и экспорта не приходится.
В чем же причина проблем с возвратом НДС?
Изначально эта процедура занимает очень много времени. Требование о возврате налога может подаваться экспортером только по истечении квартала. Затем оно рассматривается от 60 до 180 рабочих дней. Таким образом, даже по закону срок ожидания решения о возврате НДС может затянуться до одного календарного года!
Но главный изъян процедуры даже не в этом. Решения о возмещении НДС принимаются на основе так называемой системы управления рисками. При этом налоговики проверяют всю пирамиду поставщиков: сначала смотрят деятельность того предприятия, от которого получил товар экспортер, затем поставщиков этого предприятия, потом их поставщиков - и так до пятого уровня. Нетрудно представить, какой массив сделок и информации подвергается проверке. И если в деятельности хоть одной компании будут найдены ошибки при начислении НДС, то возврат налога экспортеру приостановят. На практике это означает, что про эти деньги он может забыть.
Какое отношение экспортер имеет к ошибкам компаний, с которыми он никогда даже не сталкивался? Конечно, никакого. Но налоговикам проще перестраховаться, ведь перед ними стоит задача выявлять неплательщиков. А потому в ход идет принцип “лучше недоплатить сотням законопослушных предприятий, чем допустить выплаты одному лжепредприятию”.
Однако такой принцип губителен для бизнеса. Причем именно для того, который работает по закону. Ведь теневые дельцы все равно находят способы решить все свои проблемы. Если взять любую компанию и выстроить цепочку ее поставщиков вплоть до пятого уровня, то получится геометрическая прогрессия, которая охватит весь бизнес республики. Получается, возвращать НДС не нужно вообще никому, потому что все хоть как-то пересекались с предприятием-нарушителем.
Удивительно, но подобные тотальные методы проверки применяются только к экспортерам! Хотя внутри страны объемы НДС на порядок больше - так же, как и масштаб уклонения от него. Очень сложно объяснить пристрастное отношение именно к экспортерам на фоне равнодушного отношения ко многим сферам, где скрываются серьезные нарушения налогового законодательства.
Если подняться над узковедомственными интересами, то можно увидеть, что существующая процедура возврата НДС, точнее ее невозврата, является примером расточительного отношения ко времени не только предпринимателей, но и самих фискальных органов.
Проблема возврата НДС - один из самых поразительных феноменов казахстанской экономики. Нельзя сказать, что госорганы не осведомлены о ее небывалой актуальности. Напротив, было уже много публикаций в СМИ, проводились заседания, вопрос поднимался с парламентской трибуны. Предприниматели сделали все возможное, чтобы привлечь внимание государства. Они не просто требуют возврата денег, а предлагают найти конструктивное решение.
Но достучаться до чиновников бизнес не может. Несмотря даже на поручения главы государства о кардинальном улучшении условий для развития предпринимательства. Соответствующие законы принимаются, однако на уровне правоприменительной практики административные барьеры сохраняются.
Сейчас, в период оптимизации бюджета, у госорганов может возникнуть соблазн окончательно заморозить возврат НДС, руководствуясь благими намерениями экономии казенных средств (хотя на самом деле это не экономия, а удержание денег частных предпринимателей). Однако в конечном итоге это выльется в гораздо большие потери для бюджета. Ведь ухудшение положения экспортеров, а за ними по цепочке огромного количества предприятий приведет к тому, что государство вновь будет запускать программы спасения бизнеса, экстренно выделяя большие средства.
Тогда как по-настоящему государственный подход будет заключаться в том, чтобы безотлагательно исполнить обязательства перед предпринимателями и больше не чинить препятствий для тех, кто добросовестно осуществляет внешнеэкономическую деятельность. Такой шаг продемонстрирует, что государство не на словах, а на деле проводит курс на обеспечение оптимальных условий для бизнеса, привлечение инвестиций, поощрение частной предпринимательской инициативы и экспортеров.

Ерлан НАРИМАНОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть