2902

Верьте им на слово!

или зачем Казахстану Национальный фонд?

Из богатого больничного опыта, приобретенного после давней аварии, вынес два наблюдения-заключения. Во-первых, всякий новый врач начинает с сообщения, что до него вас лечили неправильно, и во-вторых - врачам надо верить. Вера здесь - жизненная необходимость: если вас везут на операцию, а вы не верите, что после погружения в наркоз вас оттуда выгрузят, то запросто можно и не проснуться…

И коль скоро мы с вами уже совершили один отчаянный поступок -поверили председателю Национального банка Кайрату КЕЛИМБЕТОВУ, что в этом году девальвации не будет, - поверим же и министру финансов Бахыту СУЛТАНОВУ, утверждающему, что мировые цены на нефть ниже 80 долларов за баррель не окажут прямого влияния на республиканский бюджет, а отразятся только на доходах Национального фонда.
Тем более что это истинная правда: наш бюджет (в отличие от российского) от мировых цен на нефть действительно не зависит. Неверующие могут сами проштудировать республиканский бюджет-2014 и попробовать найти в нем доходы от “нефтянки”. Кроме строчки “поступления от использования природных ресурсов” величиной в 218,2 млрд. тенге (что составляет лишь 3,6% от всей доходной части), ничего не найдете. Поскольку все “сырьевики” давно уже полностью работают на Национальный фонд, который соединен с бюджетом вовсе не ценами на нефть, а ежегодным фиксированным трансфертом.
А раз такое дело - поверим и министру нацио­нальной экономики Ерболату ДОСАЕВУ, недавно порадовавшему парламентариев и всех нас сообщением: несмотря на существенное урезание параметров бюджета на этот год, вливания из НФ не сокращаются. Конкретно: расходная часть “похудела” на 259,5 млрд. тенге, дефицит увеличен на 164,2 млрд. - до 1082,8 млрд. тенге, гарантированный же трансферт как был, так и оставлен в сумме 1480 млрд., а дополнительные целевые вливания из него - 325 млрд.
Итого подпитка образования и здравоохранения, “Самрук-Казыны”, КНБ и полиции, а также прочих “бюджетников” и пенсионеров со стороны Национального (читай нефтяного) фонда составляет в откорректированных параметрах 26,4% от всей расходной части. При том что доля сырьевого экспорта в ВВП Казахстана как минимум в полтора раза выше. По отчету за 2013 год, например, она составляет 37,4%.
Но чтобы сориентироваться, обижаться ли на скупость “сырьевиков” или радоваться их щедрости, вглядимся в такой график:
Здесь перед нами разворачивается драматическая перипетия золотовалютных резервов Нацбанка, приращение или расходование которых замыкает общий платежный баланс Казахстана. Мы видим и замечательные “тучные годы”, когда ЗВР росли, и провал кризиса 2007-2008 годов, и взбодрившую резервы Нацбанка девальвацию февраля-2009, подхваченную новым ростом нефтяных цен, и злоключения с 2011 по начало 2014 года, когда этот рост остановился. И наконец, небольшое взбадривание февральской девальвацией уже этого года, оказавшееся столь коротким как раз не из-за подъема, а из-за снижения нефтяных цен.
Короче, как хироманты гадают по линиям руки, так извилистые взлеты и падения ЗВР рассказывают-предсказывают нам прошлое-будущее нашей национальной валюты.
Зато, внимание! Вглядитесь в невозмутимо ровный подъем накоплений Национального фонда. Этот подъем “захлебнулся” только раз - в 2009 году. И то все знают, почему тогда пришлось крупно выручать наши коммерческие банки, попавшие под кризис и под Аблязова одновременно.
Но, боюсь, не все знают, на сколько тогда пришлось “раскошелиться”.
Официально заявляется, что Казах­стан потратил из Нацфонда на антикризисные меры $10 млрд. Точнее,
1 трлн. 207,5 млрд. тенге при курсе 120,77 тенге за доллар, установившемся осенью 2008-го, когда было принято решение. Однако, по подсчетам аналитиков forbes.kz, гораздо больше. Причем часть нефтяных сбережений израсходована на выкуп акций рыночных компаний в государственную собственность, а также на долгосрочное (до 2062-2063 гг.) и очень дешевое (0,01% годовых) фондирование “Самрук-Казыны”. В целом вместе с гарантированными и целевыми трансфертами в экономику Казахстана за прошедшие шесть лет тем или иным способом влилось $59,5 млрд. - огромная сумма при среднегодовом бюджете за эти годы $30,1 млрд.
Между тем даже такие немалые “отщипывания” почти не отражаются на динамике НФ - он растет себе и растет.
В принципе, на это мы вполне можем опереть нашу веру в заверения руководства Нацбанка и правительства: резервов для поддержания и курса тенге, и бюджета - более чем достаточно. Было бы желание (и умение!) ими воспользоваться.
Желание - скромное такое - налицо: на 2015-2017 годы, по заверениям первого вице-министра национальной экономики Марата КУСАИНОВА (поверим уж и ему за компанию), размер гарантированного трансферта увеличен до 1 трлн. 702 млрд. тенге. Добавка небольшая и вряд ли способная помешать нам и дальше радоваться неукротимому росту “фонда будущих поколений”. Если, конечно, нынешнее поколение переживет “накопительные” эксперименты правительства.
Что же касается умения пускать эти накопления в дело - с этим возникают вопросы. Во всяком случае, никто из высших кругов пока не выступил с развернутым докладом о том, как здорово все выделяемое из НФ используется, чтобы мы и ему тоже поверили.
Пока остается догадываться самим. Вот, например, скромная нижняя линия на нашем графике - это накопительный доход от размещения денег Национального фонда в зарубежных “ценных бумагах”. С 2005 года набежало ровно $ 9,37 млрд., или 12,3% от накопленного, - за десять-то лет! А доллар (между нами говоря) за это время обесценился гораздо больше.
Ау, ипотечники, - вам бы получить деньги в долг на такие сроки и проценты! Но это, извиняюсь, не для “кара суек”. На таких условиях наше правительство ссужает собственными валютными излишками бизнес-партнеров посерьезнее - федеральное казначейство США, правительства ведущих государств Евросоюза, крупнейшие фонды и транснациональные компании.
Вот почему вопрос, зачем Казахстану Национальный фонд, остается открытым.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть