1538

Вызов времени

Как нам перераспределить власть

Распоряжение президента о создании группы по перераспределению полномочий между ветвями власти вызвало много разнотолков и надежд. Хотя ветвей по Конституции у нас три: законодательная, исполнительная и судебная, а президентской ветви власти нет - есть президентская форма правления. То есть президентская вертикаль есть тот ствол, к которому прикреплены властные ветви, и если рабочая группа не выйдет за рамки своего мандата, то перераспределение коснется только парламента, правительства и судов. А это не затрагивает главного, и от такого итога хотелось бы предостеречь.

Коль скоро равной замены действующему президенту объективно нет, это может стать дестабилизирующим фактором для самой власти и для страны. И еще важно иметь в виду, что перераспределение полномочий с целью осуществления персонального транзита является важной, но всего лишь тактической задачей. Стратегической же задачей является создание уже сейчас такой конституционной конструкции, которая сможет отвечать вызовам надвигающейся на Казахстан глобальной политической, экономической и идеологической транс­формации.
Нурсултану Абишевичу НАЗАРБАЕВУ досталась уникальная историческая роль стать связующим мостиком между КазССР, которой он руководил, получив первичную легитимацию от Политбюро ЦК КПСС в Москве, и Республикой Казахстан, обретшей независимость, но встроенной в мировое разделение труда в качестве многовекторной сырьевой и монетарной провинции. При этом сама правящая система суверенного Казахстана оказалась частью внешней - ресурсной и финансовой - эксплуатации собственной страны, что в предыдущий исторический период было почти безальтернативным и стало меньшим из зол. Ныне же перед страной, объективно завершающей выдыхающийся внешне ориентированный цикл, стоит задача индустриально-инновационной модернизации.
Этот драматический вызов накладывается на аналогично стоящую и перед российской правящей элитой задачу экономической деколонизации - освобождения от внешней сырьевой и монетарной зависимости. Что на фоне прихода на пост президента в США Дональда ТРАМПА и предстоящих перевыборов президента России ставит в повестку дня следующий этап евразийской интеграции, включая проведение совместной валютной, инвестиционной и индустриальной политики.
Но и менее упорядоченные варианты развития геополитической ситуации не снимают с повестки дня реиндустриализацию экономики Казахстана и перевод ее с вывозного на внутренний производительный и социальный интерес. Что возможно только при условии формирования сильного правительства, способного применять плановые централизованные начала в проведении инвестиционной политики, противодействующей мощно сносящему Казахстан в сырьевую зависимость рыночному тренду. При этом такое правительство должно преодолевать и ожесточенное сопротивление коррумпированной части политического и бизнес-класса, что потребует от него и формирующего его парламента особой устойчивости.
В этом и состоит историческая миссия первого президента: сформировать такое институциональное завершение своего персонального властного мостика, которое могло бы осуществить наиболее плавное сопряжение с наступающими геополитическими реалиями - как в виде Евразийского союза (с новым доминированием Москвы), так и в иных вариантах.
Отсюда и рекомендации
1. Президент остается сильной политической фигурой, но без вмешательства в экономику. В его компетенции правильно закрепить международную деятельность, оборону и национальную безопасность, а также поддержание конституционных и социальных гарантий.
2. Правительство формируется мажилисом с согласия сената. (Выборы депутатов сената перевести на прямую основу и при этом число областей в перспективе сократить до пяти.) Премьер назначает глав регионов, руководителей национальных холдингов и компаний.
3. Поскольку однопартийное доминирование в мажилисе чревато расколами в самой правящей партии, перейти на устойчивую трехпартийную конструкцию, дающую возможность балансировать между собой конкурирующим кланам. А именно: в мажилис проходят три (можно сделать и пять, но три - надежнее) партии, набравшие больше голосов. При этом ни одна партия не может иметь более “половины минус один” мандатов, “лишние” пропорционально распределяются между двумя другими.
4. Правительство разгружается от проблем поселений, переводимых на местное самоуправление. В компетенции и ответственности центральной власти остаются только территории: области, районы и сельские округа. В городах, поселках, крупных селах и аулах акимы назначаются или избираются депутатами маслихатов. Власти МСУ наделяются всей компетенцией по решению местных вопросов, за их бюджетами закрепляются фиксированные части государственных налогов и сборов.
5 Система избиркомов, настроенная ныне на исполнение централизованного задания по проценту проголосовавших и результатам голосования, рискует стать опасным раскачивающим фактором в случае конкуренции разных центров власти в столице и регионах. Поэтому формирование избирательных комиссий следует перевести на принцип представительства в них субъектов самих выборов - партий или кандидатов.
6 Самое главное. Для предотвращения клановых и иных раскачек необходим Конституционный суд, принимающий к своему рассмотрению коллизии между конституционными органами и фигурами власти. Вопросы импичмента, досрочных роспусков и выборов, споры по их результатам, отмена неправомочных решений органов власти и МСУ разрешаются вердиктами КС.
Кроме того, КС принимает к рассмотрению по обращению сторон состоявшиеся судебные решения, касающиеся конституционных прав граждан и хозяйствующих субъектов, с выносом определений в адрес принимавших неправовые решения судей и участвующих в процессах прокуроров и адвокатов. Что позволит оздоровить судебную систему в целом.
Судей КС выбирать всенародным голосованием, пожизненно и таким образом, чтобы они представляли все основные части казахского народа, а также “четвертый” жуз.
В таком формате, мне кажется, мы сможем смело двигаться в 2050 год.

Пётр СВОИК, Алматы

Поделиться
Класснуть