4147

Война и Мы,

 

или как Казахстану не проиграть в противостоянии России и Запада

Сенатор Светлана ЖАЛМАГАМБЕТОВА озвучила всеобщую тревогу: попросила правительство письменно ответить, что дальше ждет казахстанцев - особенно в связи с российскими и антироссийскими санкциями. От себя добавим и такой вопрос: что в свете украинского - и мирового - кризиса делать самому Казахстану?

А пока премьер соберется, попробуем разобраться самостоятельно.
Тут надо понимать две вещи. Во-первых, и наш, и российский “сырьевые” циклы начинают опрокидываться и без ссоры с ЕС - США. Вывоз доходов на иностранные инвестиции давно превышает ввоз новых, обслуживание внешнего долга тоже вытягивает из страны валюты больше, чем приносят новые займы.
Во-вторых, санкции - это не то, что сколько-то продлится, а потом все восстановится. Это родовые схватки перерождения однополярного мира в блоковый. Ведь, по большому счету, Запад наложил санкции не из-за войны в Донецке-Луганске и даже не из-за Крыма. Их цель - вернуть Россию в то состояние, что было до киевского Майдана. А упрется - затормозить экономику и доделать незаконченное в 1991 году - организовать “суверенизацию” самой Российской Федерации по западному образцу.
До крайностей, понятное дело, экономическую войну доводить не будут: на зиму с газом худо-бедно договорятся, а через полгода-год и война на юго-востоке прекратится, и острая фаза санкций потихоньку сгладится. Но это не отменяет главного: надлом уже произошел, и по этой трещине раскол пойдет дальше. Причем - внимание! - не по торговле: основной разрыв произойдет в финансах - вплоть до перехода России на национальную инвестиционную и кредитную основу.
Тут надо понимать, что отлучение России от европейско-американского финансового рынка - мера действительно крайне болезненная - до удушения. И здесь никакие переориентации на китаи-сингапуры не помогут, напротив, загонят в еще больший тупик.
Ныне более трети всех расчетов в мире производятся в долларах, чуть менее трети - в евро. Хотя доли самих США и ЕС в глобальном ВВП вовсе не две трети, а меньше половины. На юань приходится лишь полтора процента, хотя по ВВП Китай уже равняется с США. А на рубль - лишь полпроцента, хотя доля России в глобальной экономике все же в восемь раз больше. То есть развитые страны лидируют не только в информационных и прочих высоких технологиях, общей индустриальной и гражданской культуре. Основное, на чем держится их бизнес и социальное благополучие, - производство денег для развивающихся экономик, которым надлежит этими деньгами пользоваться, вымывая тем самым собственный ресурс развития.
Рвать пуповину внешнего финансирования больно и чуть ли не смертельно опасно. Но разве вся история России не состоит из попыток прорыва в будущее через безжалостные эксперименты над собой?
Наше положение в еще только разворачивающейся российско-украинской и - шире - глобальной катавасии пассивное. Продуктовое эмбарго наказывает и казахстанских потребителей, потому что это не мы поставляем продовольствие на российский рынок, а Россия - на наш. Объявят в Москве запрет на импорт подержанных авто и одежды из Европы - это непременно почувствует наш покупатель. Осложнится положение российских банков - коснется и наших.
В то же время возможностей воспользоваться санкционной войной для наращивания наших поставок немного: фактически феодальное да еще и компрадорское устройство власти-бизнеса блокирует развитие национального производителя.
Что делать в такой ситуации?
Посмотреть немножко вперед и понять, что Россия, конечно, не рассыплется, но под санкциями ощетинится. Времена наступают жесткие - речь идет уже не о либеральной, а о мобилизационной экономической модели. А вместе с этим - и о политическом ужесточении. Поэтому чем дальше, тем внимательнее Кремль будет оглядываться на евразийских союзников, не одобряя “рыскания по курсу”.
А это, между прочим, помимо испытаний дает нам серьезнейшие шансы. Надо только опереть политическое устройство на собственную страну и народ.
И конечно, никаких этнических и языковых перетягиваний каната. Нация - только одна, основа - гражданская, название всего казахстанского народа… само выкристаллизуется. С казахским ли, с русским ли языком будущий гражданин рождается - родное государство обеспечивает ему все, включая делопроизводство. Никто никому по языку ничего не должен - ни учить, ни переучиваться. А вот государство обязано обеспечивать бесплатное и эффективное обучение государственному языку. Устанавливая взамен требования знания казахского для депутатов, министров и других государственных чиновников.
И еще: надо трезво посмотреть на перспективы евразийского объединения не просто как таможенного или экономического, а геополитического. “Нравится не нравится” - категории оценочные, а это неотменяемая реальность. Вот увидите, не пройдет года-двух, как вопрос общей денежной системы перейдет в практическую плоскость, причем сам такой шаг будет иметь глобальные последствия.
А из этого следует, что и здесь нужна парламентская интеграция - как раз ради укрепления национального суверенитета.
Одним словом, поздравляю: мы опять живем в эпоху перемен!

Пётр СВОИК, обозреватель, рисунок Владимира Кадырбаева, Алматы

Поделиться
Класснуть