2669

Задачка для Школьника,

или Почему дешевый бензин может нам дорого стоить?

Случилось невероятное: цены на бензин и дизтопливо понизились. Да не сами, а прямой правительственной волей – приказом министра энергетики от 10 декабря. Причем вопреки, казалось бы, непреодолимым обстоятельствам (в это же время в России, откуда нам и поступает недостающая треть автотоплива, бензин и соляра только дорожают). Там даже сам Владимир ПУТИН удивляется: на начало декабря, по его словам, мировые цены на нефть понизились на 35%, а ГСМ подорожали на 10% . “Как такое может быть?” - вопрошает президент России.

А пока Федеральная антимонопольная служба с этим разбирается, российское правительство проводит так называемый налоговый маневр: повышаются налог на добычу нефти и ставки акцизов на ГСМ, зато снижаются экспортные пошлины - как на нефть, так и на нефтепродукты. Маневр направлен, во-первых, на увеличение поступлений в бюджет от нефтяников и автовладельцев, во-вторых - на стимулирование экспорта из России не только нефти, но и нефтепродуктов.
- В чем дело? - спросите вы.
Да в том, что российские НПЗ не только полностью обеспечивают все автозаправки соседней страны отечественным горючим, но и активно наращивают экспорт. Конечно, глубина переработки и приближение к стандартам Евро-3 и 4 оставляют желать лучшего, но качественный и количественный прорыв совершен: к 2012-2013 годам большую часть российских НПЗ уже модернизировали.
А знаете почему? Потому, что (в отличие от нас) там нефтеперерабатывающие заводы не выведены в нечто непонятно самостоятельное да еще и иностранное, а находятся в вертикально интегрированных компаниях (ВИК), работающих по принципу “от скважины до бензоколонки”. В десяти таких ВИКах сосредоточено 90% всех перерабатывающих мощностей, и им под бесконечные наши разговоры о модернизации НПЗ удалось сделать.
Авторы налогового маневра утверждают, что они все продумали: переработать нефть в России или пустить ее на экспорт - экономически примерно равнозначно. И точно так же, предположительно, система акцизов сделает равно выгодными полное удовлетворение собственного рынка и экспансию российских ГСМ за рубеж.
Так ли уж все сбалансируется - это мы еще посмотрим. Зато заранее ясно, что доля бюджетных сборов, и без того уже составляющая более половины от стоимости заливки автомобильного бака в России (у нас в несколько раз меньше), повысится еще более. Соответственно вырастет и стоимость заправки.
Ну а поскольку стоимость собственно нефти с ценниками на АЗС и у нас, и в России как-то не связывается, постольку нынешнее падение всяких Brentoв на мировых биржах ничуть не мешает российской горючке дорожать и далее.
Но как же тогда наше родное правительство умудрилось пойти против ценового ветра и понизить для нас стоимость автозаправки?
Здесь надо благодарить не министра ШКОЛЬНИКА, а катастрофически слабеющий российский рубль. Его обгоняющая все растущие ценовые факторы девальвация и привела к тому, что дорогой (и продолжающий дорожать) российский бензин оказался для нас в пересчете на тенге … дешевым.
Но не надо забывать: этот подарок из братской России - он временный.
Во-первых, под стремительную инфляцию рубля, пусть и не так скоро, но неизбежно подтянутся все цены в России, включая издержки нефтедобытчиков и нефтепереработчиков, элементарно подорожает и бензин с солярой.
Во-вторых, рубль не будет падать бесконечно, а как только он подскочит, (или просто остановится), так сразу исчезнет “проскальзывание” его курса относительно тенге, и российский бензин опять станет дороже нашего.
А если еще и наша девальвация когда-то грянет … чур-чур, помолчим пока!
Поэтому если посмотреть на перспективу и задаться вопросом, что будет в Казахстане с ценами на ГСМ, то ответ будет: а черт его знает!
В смысле: черт, может быть, и знает, а правительство - нет. По той простой причине, что ни в Мин­энерго, ни в Миннац­экономики элементарно нет подразделения, которому можно было бы адресовать вопрос: как там у нас с перспективными отраслевыми и межотраслевыми балансами, в частности по ГСМ?
Задайте любому самому высокопоставленному чиновнику, по должности отвечающему за нефть и нефтепереработку, за рынок ГСМ, цены и тарифы в стране и за инфляцию, элементарный вопрос: на что нацелен наш Нефтестан хотя бы к 2050 году? Варианты: на продолжение пополнения нашего рынка российскими ГСМ, на полное самообеспечение и не более или на ГСМ-экспансию в ближнее и дальнее зарубежье? Вы получите массу версий, отражающих личную эрудицию авторов, но изложения общегосударственной стратегии не дождетесь.
Между тем посмотрите, что творится вокруг.
Мало того что курсовые, налоговые и прочие рассогласования на стартующем с 1 января общем экономическом пространстве устраивают как для россиян, так и для казахстанцев ценовые лотереи по самым жизненно важным товарам. Так ведь еще к тому же пространству, читай - к Казахстану, примыкают братские Киргизия и Узбекистан со своими горючими проблемами и чудачествами.
Я вот, например, недавно с изумлением узнал: оказывается, неподалеку от Бишкека с китайской помощью воздвигнут их собственный НПЗ, сырье для которого китайская компания “Джунда” обе­щает поставлять со своих казахстанских месторождений. А еще анонсировано желание построить магистральный нефтепровод Шымкент - Кара-Балта - Иссык-Куль - Аксу  протяженностью 1,1 тыс. км, мощностью 10 млн. т/год.
Только и остается сказать: хозяин - барин…
Также и Узбекистан, который после визитов Ислама КАРИМОВА в Астану и Владимира Путина в Ташкент приступил к консультациям насчет зоны свободной торговли с государствами ЕАЭС. Надо полагать, граница станет прозрачной - и для ГСМ тоже. А там три НПЗ - Бухарский, Ферганский и Алтыарыкский - мощностью более 11 млн. тонн в год. Которые, кстати говоря, загружены пока только на 60%.
К чему это я?
Да к тому, что нашему правительству пора бы уже оглядеться вокруг себя и понять, насколько все серьезно. И насчет наступающих “сложных лет”, и насчет политических и чиновных игр вокруг “чисто экономической” евразийской интеграции.
А главное, пора бы понять: догма “рынок сам все решит” совершенно не годится для нашей естественно и неестественно замонополизированной экономики. Если правительство так и будет рисовать пятилетки ФИИР из набора разрозненных объектов, не пытаясь выстраивать стержневые межотраслевые и межгосударственные балансы хотя бы на пять-десять лет вперед, то дикий олигархический рынок с ценовым и монопольным беспределом нас погубит.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы


Поделиться
Класснуть