Связанные одним геном

- Наш проект открылся совсем недавно, - говорит Нурбол, руководитель проекта. - Благодаря научным исследованиям популяционной генетики мы получаем все больше новых данных о формировании этногенеза казахов, а также о миграции и популяции других этносов на территории Казахстана и за его пределами.
Генетический паспорт - это расшифровка либо всего генома человека, либо конкретных участков. Четыре аминокислоты ДНК - гуанин, аденинин, тимин, цитазин - в разных соотношениях составляют структуру двойной спирали ДНК. Генетический тест показывает определенный код последовательности ДНК у человека на разных уровнях формирования цепочек. Сейчас мы можем предоставить три уровня анализа ДНК: по Y-хромосоме, митохондриальный и аутосомный. Исследование Y-хромосомы дает возможность полностью изучить отцовскую линию, вплоть до генетического Адама. Митохондриальный - то же самое, но по материнской линии до генетической Евы. А аутосомный тест способен дать вклад всех прямых и промежуточных предковых линий конкретного человека. То есть его связь с другими параллельными линиями, популяциями, родами и так далее. Наша специализация - больше этнографически-историческая, нежели медицинская, хотя наверняка и этот аспект будет затронут в ближайшем будущем. Сейчас, к сожалению, историческая наука не так сильно связана с популяционной генетикой, но все идет к тому, что в скором будущем они будут работать в тандеме. Вероятнее всего, что именно ДНК раскроет много загадок в истории человечества.

- Нет ли опасности, получив генетический паспорт, обнаружить нежелательные родственные связи? Скажем, какой-нибудь национал-патриот расшифровал геном, а там у него джунгарский маркер. Это же трагедия!
- Не бывает монгольских, джунгарских, казахских или русских генов - в основе всего лежит общая миграция человечества, разделение на раннем историческом этапе на определенные группы, имеющие разные или родственные генетические маркеры, которые создают общий генофонд популяций и этносов. В свою очередь, этнос, самосознание и культура создаются на базе общих целей и ценностей, которые формировались у народа веками. Так что абсолютизировать ДНК Y-хромосомы категорически нельзя. Иначе это просто спекуляция и популизм. Попытки найти какой-то генетический эталон превосходства научно обречены на провал.

- Предположим, что в геноме представителя африканского племени нашли маркеры, идентичные нашим. Значит ли это, что казахи были основателями человечества?
- Если у вас есть семиюродный брат-ровесник и однофамилец, то он ваш предок или потомок? Скорее, просто родственник. Никто не был “первее”. Сегодня существует один выживший человеческий вид Homo sapiens, корни которого восходят к генетическому Адаму, жившему приблизительно 80 тысяч лет назад, то есть все мужчины на земле имеют общего африканского предка и имеют его генетический маркер - А0. То направление, которое мы исследуем, научно доказывает общность людей, тем самым интегрирует человека на новый уровень осознания вечных вопросов: кто мы? откуда мы?

- Получается, я не могу биохимически доказать, что больше казах, чем, например, мой оппонент по дискуссии о светлом будущем нации. И в чем тогда смысл генетического паспорта?
- Когда появилась дактилоскопия, никто не знал, зачем она нужна. Но потом отпечатки пальцев нашли применение в криминалистике, и раскрываемость преступлений выросла в разы. То же самое с ДНК. Когда открыли Y-хромосому, то подумали, что это малоинформативная генетическая пустышка. Но в 2000-х годах ученые поняли, что генетика благодаря Y-хромосоме может интегрироваться в историю. В этом смысле еще изучать и изучать: миграционные потоки, влияние одних этносов на другие, ассимиляция и так далее. Ну и кроме того, к сожалению, некоторые люди по разным причинам не знают историю своего происхождения. Выполнив ДНК-тестирование человека, мы с большой долей вероятности можем сказать, какому казахскому роду он генетически родственен, сопоставляя ДНК-данные представителей всех родов с общей базой гаплотипов - участников Shejire DNA project. Благодаря статистике и математическим расчетам можно определить, в каком колене произошло расхождение в генеалогии. Шежире у тюрков очень почитаемо и несет в себе сакральный смысл происхождения и уважения к предкам. Наша миссия - сохранить институт Шежире и Жети Ата на инновационном уровне, тем самым передав преемственность последующим поколениям.

- Один казахстанский композитор, эмигрировавший в Канаду, очень удивился схожести культур индейцев и казахов, ну и в целом это достаточно популярная тема для различного рода предположений. Наши гены где-то пересекаются?
- У некоторых казахских родов действительно есть связь с ранним генетическим маркером северных индейцев, в пределах 15 тысяч лет назад. В ледниковый период, когда существовал Берингов перешеек, группы людей разделились из-за миграций крупных животных, за которыми они следовали. А на схожесть культур тут повлияла конвергенция, то есть близкие климатические условия существования: у нас - степи, у них - прерии. У них - лошади, и у нас лошади, и так далее.

Но справедливости ради надо сказать, что на территории современного Казахстана как центра континента Евразия в свое время образовался генетический перекресток крупных человеческих миграций, тем самым формируя многообразную генетическую палитру. Современный Казахстан многонационален и толерантен, отчасти потому что эта преемственность заложена в наших генах…