1614

Тачка как подачка

Реально ли пересадить казахстанцев на новые автомобили, обменяв их железных коней на машины отечественного производства? Именно с такой инициативой в среду, 20 февраля, к премьер-министру Серику АХМЕТОВУ обратился депутат мажилиса Турсунбек ОМУРЗАКОВ.

По данным мажилисмена, ежегодно в Казахстане подлежит утилизации более 220 тысяч автомобилей.
- Однако в настоящее время мощности и инфраструктура, необходимые для утилизации, в республике отсутствуют, - отметил г-н Омурзаков, выступая на пленарном заседании палаты. - Сегодня в Казахстане зарегистрировано свыше трех млн. автомобилей, из них только 12 процентов были произведены не ранее семи лет назад. Поэтому нужно разработать программу по утилизации старых автомобилей и проработать вопрос обмена старых авто на новые в рамках отечественного автомобилестроения.
Между тем, по данным консалтинговой комании Qncepto, специализирующейся на изучении автомобильного рынка, в 2012 году в нашей стране было произведено 19 тысяч 94 автомобиля, что стало рекордным количеством с момента запуска в стране автосборочных предприятий. Общий объем автомобильных продаж дилерскими центрами за минувший год составил 85 тысяч 743 автомобиля.
Судя по этой статистике, количество предлагаемого казахстанцам нового транспорта не покрывает и половины автохлама, подлежащего утилизации.
А вот что об инициативе мажилисмена Омурзакова думают наши эксперты.

Сергей АКИМОВ, директор по исследованиям Общественного объединения “Казпотребнадзор”:
Дороговата ложка к обеду
- Я не замечал, чтобы в стране остро стояла проблема по утилизации старого автотранспорта. Отслужившие свой срок машины успешно разбираются в пунктах приема черного лома, причем никаких денег с их владельцев за это не берут, даже наоборот - им доплачивают. Что касается обмена старого транспорта на новый, то существующая в мире практика предполагает в этом случае значительные расходы со стороны автовладельцев. Поскольку в Казахстане пока не производится действительно “народный” автомобиль по доступной цене, реализация идеи депутата нецелесообразна. Посудите сами: минимальная цена автомобиля Chance в масле, сходящего с отечественного конвейера, составляет 10 тысяч долларов. Учитывая размер средней заработной платы по стране, большинство казах­станцев даже такую роскошь вряд ли могут себе позволить. Поэтому основной спрос на средство передвижения сегодня на вторичном рынке составляют подержанные машины в ценовом сегменте до 10 тысяч долларов.

Мурат БЕКМАГАМБЕТОВ, президент Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций:
Россия - в помощь
- Идея сама по себе отличная, но в нашей стране ее будет очень сложно реализовать. Во-первых, ассортимент производимых в Казахстане автомобилей очень скудный, трудно будет угодить всем автолюбителям. Кроме того, число морально и физически устаревшего транспорта в разы больше производимого. Конечно, если подключить к участию в реализации депутатской задумки россиян, где уровень автомобилизации выше, то в пилотном режиме в каком-нибудь регионе можно и попробовать. В любом случае, без государственной финансовой поддержки нам не обойтись, ведь в улучшении экологии заинтересованы не только люди.

Мурат МАШКЕНОВ, председатель профсоюза работников транспорта и автомобильных дорог Казахстана:
Популизму здесь не место!
- Прежде чем делать такие заявления, депутатам не мешало бы задуматься над одним из главных законов экономики - соответствием спроса и предложения. Насколько мне известно, ежегодной утилизации подлежит в 11 раз больше транспорта, чем способен произвести отечественный автопром. Чем законодатели думают заполнять эту разницу? Кроме того, нужно рассмотреть вопрос о том, чтобы на государственном уровне давать преференции тем автолюбителям, которые готовы обменять старую машину на новую, ведь даже у так называемых “отечественных” автозаводов цены на продукцию кусаются. В конце концов, не от хорошей жизни мы ездим на автохламе, который в отдельных случаях еще фору даст по качеству новому транспорту.

Ерлан КОКЕЕВ, певец, продюсер:
Надежность превыше всего
- Как говорят в народе: “Хорошая машина та, что новая”. Я бы с удовольствием пересел на новый автомобиль, даже отечественного производства, пусть даже это будет Chance костанайской сборки. Но все-таки мой подержанный “Форд Мустанг” 1998 года выпуска надежнее. На самом деле, я, как и большинство моих соотечественников, - не материалист. Мы смотрим на машину не как на роскошь, а как на средство передвижения. Потому и популярны в народе старенькие иномарки, практичные с точки зрения обслуживания.

Танирберген БЕРДОНГАРОВ, советник председателя Агентства РК по делам спорта и физической культуры:
Не по карману роскошь...
- На мой взгляд, предложение депутата Омурзакова пока нереализуемо в сегодняшнем Казахстане. Во-первых, не­уместно ориентироваться на опыт высокоразвитых стран, где уровень доходов населения выше и налажен полный цикл автопрома. У нас же отверточное производство пока не дает возможности производителю транспорта устанавливать на продукцию умеренные цены. Во-вторых, я сильно сомневаюсь, что предприятия, которые займутся утилизацией подержанных машин, будут выплачивать автовладельцам реальную цену. Следовательно, каждому из нас выгоднее продать автомобиль на вторичном рынке, чтобы не оказаться в убытке, либо эксплуатировать его до полного физического износа. И судя по достаточно высокой стоимости продукции отечественного автопрома, в изменении ситуации пока никто сильно не заинтересован.

Александра АЛЁХОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть