4331

Верь глазам своим

Алматинцы Олег НОВИКОВ и Лилия МИХАЙЛИЧЕНКО учат людей видеть без глаз. Их подопечные могут различать цвета, изображения и даже читать в абсолютной темноте. Одни считают, что это чудо, другие называют все происходящее шарлатанством. Олег и Лилия говорят, что обе стороны далеки от истины.

Я, впрочем, как и большинство людей, уже оказывавшихся на моем месте, тут же стала искать подвох. Лилия принесла мне новую маску, в которой обычно работают их подопечные. Я придирчиво ее рассматривала. Надела на глаза - полная темнота. Попыталась подглядывать: чуть сдвигала маску, приподнимала ее, старалась сделать так, чтобы внизу образовалась небольшая щель, - со стороны сразу заметно. Протестировал повязку и наш фотограф - ничего не видно.
- Это самая обычная маска для релаксации, - объяснила Лилия. - Человек, который ее надевает, почти сразу понимает, что подглядывать невозможно и нужно пытаться видеть каким-то другим способом. Вообще-то дело не в маске, она нужна лишь для того, чтобы научить человека сосредотачиваться. Примерно через месяц занятий мы снимаем ее и работаем с перевернутыми картинками или кладем изображения, которые должен называть ученик, в непрозрачный конверт.

- Но ведь скептики все равно говорят, что ваши ученики подглядывают?
- Да, чаще всего люди так и думают. Шоу, гипноз, ребенок уже видел все эти картинки и заранее знает, что ему покажут. Некоторые считают, что мы каким-то особым способом формулируем вопросы. Мы поначалу сами были скептиками, но когда увидели, что абсолютно слепой человек через двадцать минут после начала занятия уже может различить два цвета, сомнения отпали. Поверили, что метод работает, и перестали переубеждать скептиков. Если человек не верит, ему сложно что-то доказать.
Во время занятий не происходит ничего особенного, и понять, за счет чего у человека открываются такие способности, мне лично так и не удалось. Я наблюдала за тем, как Олег и Лилия работали с восьмилетним мальчиком, который в первый раз пришел на занятие. Они просто беседовали, педагоги ненавязчиво задавали ребенку вопросы, касающиеся его жизни: “Что ты любишь делать?”, “Куда тебе нравится ходить?”. Мальчик, все время сидящий в маске, отвечал. И в какой-то момент Олег дал ему в руки красный лист бумаги и предложил назвать цвет. Ребенок задумался и безошибочно ответил на вопрос. У меня и его мамы от удивления вытянулись лица. Дальше - больше: цвета, изображения на картинках, количество и цвет стаканов, выставленных пирамидой. Мальчик, конечно, иногда ошибался, но все же процент попаданий был внушительным. Нам оставалось только развести руками.
- Мы активизируем определенные участки мозга, благодаря которым человек начинает воспринимать информацию по-новому, напрямую, ему для этого не нужны глаза, - пытается объяснить Олег. - И в этом нет ничего чудесного, сделать это может любой. Ребенок - через одно-два занятия, взрослый - через пять. У взрослых логическое мышление, мы во всем сомневаемся, не можем поверить в то, что это возможно, поэтому нам нужно больше времени для того, чтобы открыть в себе такие способности.

С самого начала Олег и Лилия стали работать со слепыми детьми. Приходилось учиться вместе. Они не знали, что такое цвет, никогда не видели животных и растения, которые им нужно было угадать по картинке, естественно, не умели читать обычные книги. Мы как раз попали на одно из таких занятий. В группе пять ребят разного возраста, у всех проблемы со зрением. Одни ничего не видят с рождения, другие потеряли эту способность после серьезных заболеваний - ретинобластомы или рака. Их занятие тоже началось с беседы.
- Давайте попутешествуем, - предложил Олег. - Представьте дом, где вы живете. Какой он? Где вы находитесь?
Малозначительная, казалось бы, беседа плавно перетекает в практическое занятие. Сначала самое простое - определение цвета. Кто-то называет его сразу, кто-то
надолго задумывается. Дети попадают в точку и ошибаются, иногда вообще не могут сказать, что нарисовано на листе бумаги. Но когда абсолютно слепая девочка говорит, что перед ней лежит картинка с желтой хризантемой, а ее соседка, которая не видит с рождения, безошибочно очерчивает пальцем контуры тигренка, изображенного на карточке, нам, скептикам, остается только развести руками.
- Я не понимаю, как она это делает, - признается Алмагуль РАХИМОВА, мама одной из девочек. - Когда мы пришли домой после второго занятия в этом центре, дочь подошла к столу, взяла кружку и безошибочно сказала: “Она красная”. С того момента мы с мужем стали сомневаться в правильности диагноза, который ей поставили офтальмологи, - у нашей Тогжан ретинопатия недоношенных, и она не видит с рождения. Объяснить то, что происходит, я не могу, но каждый раз убеждаюсь, что дети видят.

- А может быть, все это - шоу, построенное на принципах теории вероятности?
- Наши ученики не просто угадывают цвета или изображения на картинках, - говорит Олег. - Они читают с закрытыми глазами, легко находят спрятанные предметы - неподготовленный человек не сможет этого сделать. После наших занятий люди осознанно пользуются информацией, которую постоянно получают: проще говоря, развивают свою интуицию. Благодаря этому здоровые дети начинают лучше учиться в школе, взрослые отличают правду от лжи, лучше разбираются в людях. У каждого из нас были случаи, когда в голове мелькала мысль: “Не ходи туда”, “Не общайся с этим человеком”. Но эта информация приходила случайно, а мы учим ловить такие моменты. Делать это может любой!

А раз так, мы предложили Олегу и Лилии обучить инфовидению ребенка, потерявшего зрение, которого мы выберем по заявкам читателей. Пусть кому-то удивительное искусство пойдет на пользу.

Оксана АКУЛОВА, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: akulova@time.kz, фото Владимира ЗАИКИНА

Поделиться
Класснуть