3592

А в городе том - сад...

Татьяна АНТОНЕНКО (на снимке), дизайнер, хозяйка модельного агентства, организатор многочисленных конкурсов красоты, несколько лет назад получила второе образование и стала ландшафтным дизайнером. А этой весной она заразила все “зеленое” сообщество новой идеей - созданием “казахского” сада.

Всем известны японский сад камней, альпийские горки, французский, английский стили, изыс­канный исламский сад. Это азы ландшафтного дизайна, его язык. А Татьяна - с подачи мужа Игоря - считает, что ситуация созрела, чтобы явить миру казахстанский ланд­шафтный код - настало время вы­яснить, что же такое казахский сад. Кстати, у читателей нашей газеты есть ровно полтора месяца, чтобы поделиться идеями на эту тему и  даже подготовить проекты. Три самых креативных предложения будут отмечены призами от Татьяны Антоненко.

- Казахи всегда были кочевым народом. О каких садах и цветниках может идти речь?
- Во-первых, - говорит Татьяна, - казахи давно уже осели. Более того, мы строим виллы, усадьбы и окружаем свои участки дорогими озеленительными проектами. Во-вторых, для поколения, выросшего в советскую эпоху, существовало вечное кочевье: зимой - город, летом - дача и свобода. Так что все относительно.

- Из чего рождается стилистика сада?
- В этой области настоящее открытие сделала наш отечественный исследователь Динара Омарова. Она написала научную работу о философии сада, в которой доказывает теорию, что каждый народ, создавая свой тип сада, воплощает представление о рае на земле. Исламский садик наполнен журчанием фонтанов, японский создает иллюзию большого пространства, английский изобилует цветами и яркими красками и т.д.

- Значит, остается выяснить, каков же рай в представлении кочевников?
- Казахи - тенгрианцы, и для них рай уже здесь, на земле. Они предельно органично сосуществовали с окружающей природой. Это и есть главный фундамент идеи казахского сада. Дело не в том, будет ли в нем место для приготовления согыма или площадка для барбекю. Мы в природе наших предгорий уже имеем все составляющие рая и то, кстати, на чем живут производители растений. Всем известно, что родом из наших мест тюльпаны, ставшие едва ли не нацио­нальным символом Голландии, из наших мест яблоня Сиверса, прародительница всех яблонь, как доказали ученые. И еще огромный список эндемиков, то есть растений, обитающих в наших предгорьях, которые и могут стать основой красивейшего казахского ландшафта.

- Чем же он тогда будет отличаться от того, что уже существует в природе?
- Это и не должно принципиально отличаться. У нас сейчас пошла мода на заимствованные ландшафты. И доходит до абсурда: возле копии Эйфелевой башни сооружают альпийские горки. А стиль как раз и рождается из органичного вписывания в природный ландшафт. К этому призывают профессионалы самой высокой пробы: учитесь у природы! Высшее мастерство - “вписанный сад”, тот, который словно продолжает ланд­шафт снаружи забора, сливается с ним.

- Разве недостаточно уже существующих стилей? Обходятся же наши озеленители зарубежными идеями!
- И все получается “с акцентом”! Какой смысл нам копировать английские сады, если Англия радуется каждому лучу солнца, а мы летом ищем тень и любое место отдыха прикрываем шпалерами? Могут французы или японцы понять наши топчаны под лозами вино­града? А еще наш сад - это сад не фонтанов, а арыков, причем выложенных обычным булыжником. Сразу чувствуется аромат старого города, ностальгия. То есть у нас должна быть своя легенда, свой рай. Вспомните, переселенцы, попадая в Алматы в начале прошлого века, говорили о городе, похожем на эдем, - его окружали яблоневые сады, журчала вода в арыках, в траве лежали ароматные яблоки, и все это на фоне роскошных гор…
Прошлой осенью я была на профессиональной выставке в Москве, и все цветочные бренды говорили: да, нам интересно было бы увидеть восточный сад, чтобы через него понять, как и чем вы живете. Так что, просто копируя чужие стили, казахстанские мастера имени себе не создадут.

- Есть такой стиль, как исламский сад. Он не в состоянии заменить отечественный концепт?
- Исламский сад слишком строгий, закрытый, цивилизованный. Он скорее подходит оседлому менталитету и у нас вряд ли приживется, хотя по климату и подходит.

- Что в наших современных садах противоречит концепции казахского сада?
- Заборы. Это головная боль всех ландшафтников. У нас такой менталитет, что каждый участок начинается со строительства двухметрового забора из серого кирпича. А потом хозяева ломают голову, как бы скрыть этот тюремный периметр или закамуфлировать его растениями. Но ведь в философии кочевника нет ограждений. Его мир прозрачен и открыт. Непонятно еще, почему у нас пользуются спросом привозные материалы - камень, щебенка. Любой ландшафтный сад создается из того материала, который есть в данной местности. Поэтому все наши так называемые альпийские горки порнографичны по своей сути. Как рассказывал мне один коллега, “заканчиваем горку возле банка, и бабушка, проходящая мимо, восхищается, какую, мол, красивую могилку сделали…”. Что называется, не надо впихивать невпихуемое.

- Как насчет цветников? Они вписываются в концепт?
- А вы вспомните о главном украшении парка Горького в семидесятых-восьмидесятых годах. О тех роскошных клумбах, которые имитировали ковры с ювелирным восточным узором, выложенным из растений. Вот это и была наша фишка. Сейчас есть мастера, которые пытаются возродить это сложное и очень дорогое искусство.

- Будет ли новый стиль пользоваться спросом у заказчиков?
- Дизайнерский ландшафт - дорогое удовольствие, его могут себе позволить не просто люди со случайными деньгами, а те, кто готов инвестировать в “цветочки”. Как правило, это образованные люди, поездившие по миру, видевшие лучшие образцы дизайнерского искусства и понимающие в этом толк. Так что, я думаю, любое интересное решение они поддержат. Захотят не как в Японии, а как в родных предгорьях.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, Алматы, тел. 259-71-99, e-mail: evdokimenko@time.kz, фото из архива Татьяны АНТОНЕНКО

Поделиться
Класснуть