3992

Неугодным вход воспрещён

Адвокат Антон ФАБРЫЙ (на снимке) и его клиент Александр МАСЛИЙ уже второй год не могут попасть на личный прием к генеральному прокурору и главе финансовой полиции. Не желая мириться с таким нарушением своих конституционных прав, они подали иски на должностных лиц “негостеприимных” ведомств. Генпрокуратура же и финпол ссылаются на то, что сами истцы якобы нарушили правила приема граждан. Однако, как выяснилось, эти правила даже не зарегистрированы в Министерстве юстиции, а значит, не имеют законной силы.

Антон Фабрый с разочарованием констатирует: “Казахстан является правовым государством лишь номинально”. Свое элементарное право быть принятым руководителем госоргана, гарантированное статьей 33 Конституции РК и статьей 13 Закона “О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц”, ему приходится отстаивать в суде! Но даже судьи игнорируют главный закон страны.
Каждый раз у организаторов приема граждан находятся отговорки, чтобы закрыть дверь перед носом Фаброго и Маслия. Чтобы все-таки добиться аудиенции, они полгода прилежно исполняли главное требование ведомств: написали с десяток заявлений различным руководителям Генпрокуратуры. Когда придраться было уже не к чему, официальные лица пустили в ход “тяжелую артиллерию”. 1 августа 2012 года, в день личного приема граждан, в Генпрокуратуре Фаброго и Маслия задержали полицейские. Их задержали на шесть часов, а потом и вовсе оштрафовали на 10 МРП по 355-й статье Административного кодекса - за неподчинение законным требованиям прокуроров и полицейских и за их оскорбление.
- В суде прокуроры разъяснили, что под неподчинением они подразумевают наше несогласие с отказом в приеме его организаторами. Их возмутило, что мы согласились покинуть комнату ожидания лишь через 15 минут после спора о праве на прием! Прокуроры также разъяснили, что мы спорили с ними на повышенных тонах. Увы, с этими смешными доводами суд согласился, - возмущается Антон Фабрый.
В финполиции обошлось без таких эксцессов, но переступить порог кабинета главного борца с коррупцией Рашида ТУСУПБЕКОВА Фаброму и Маслию по сей день не удается. Они решили не сдаваться и подали в суд на организаторов приема обоих ведомств.

По иску на сотрудника Генпрокуратуры Бахытжана СЫЗДЫКОВА прошли заседания первой и апелляционной инстанций. Истцы проиграли дело. Представитель надзорного ведомства ссылался на приказ генерального прокурора, которым утверждены правила личного приема физических лиц и представителей юридических лиц. Основное требование этих правил в том, что предварительная запись на личный прием к генпрокурору возможна только при наличии у заявителя ответа его заместителя. Отказывая в удовлетворении иска Фаброго и Маслия, вершитель правосудия ссылается на то, что истцы не имеют ответа от заместителя генпрокурора. С таким решением суда действительно трудно согласиться после того, когда видишь у Антона Фаброго его письменные обращения и ответы на них двух заместителей Асхата Кайзуллаевича - Иогана МЕРКЕЛЯ и Нурмаханбета ИСАЕВА. Таким образом, были выполнены все требования правил приема граждан в органах прокуратуры. Но это не самое главное.
- Вся соль вопроса в том, что эти правила не приобрели законной силы. И то, что суды приняли их во внимание, однозначно говорит о незаконности судебных решений! - утверждает Антон Фабрый.
У него есть ответ Министерства юстиции, в котором четко сказано, что правила приема граждан Генеральной прокуратурой в реест­ре государственной регистрации нормативных правовых актов не зарегистрированы. А по Закону “О нормативно-правовых актах” документ вступает в силу только после его регистрации в уполномоченном органе. Но районный суд в иске Фаброго и Маслия отказал именно на основании этих правил. Это решение оставила в силе и апелляционная инстанция.
Тяжбы с финансовой полицией идут по такому же сценарию. Суд первой инстанции не принял сторону истцов, ссылаясь на те же пресловутые правила приема граждан в органах финансовой полиции. Однако в письме Минюста черным по белому написано: “В настоящее время приказ председателя Агентства финансовой полиции о правилах приема граждан в органах финансовой полиции утратил силу с 19 сентября 2005 года”.

Районный судья поставил в вину истцам то, что они не обратились в финпол за три дня до приема 18 сентября 2012 года и что должностное лицо не заполнило на них карточку учета приема.
- Эти претензии, мягко говоря, неуместны, так как мы подавали заявку на прием ежемесячно начиная с июня 2012 года. Однако нам отказывали “за отсутствием оснований на личный прием”. Этот ответ известен судье, так как он приложен к иску. А заполнить карточку учета приема - прямая обязанность должностного лица. В чем здесь наша вина? - недоумевает Антон Фабрый.
Поводом для попыток попасть к генеральному прокурору и главе финансовой полиции стал спор между Александром Маслием, который является директором ТОО “Аладин”, и руководством ТОО “Амитех-Астана”. Адвокат уверяет, что представил финполиции 47 доказательств вины “Амитех-Астана”. Имея постановление Верховного суда и ряд других доказательств, Фабрый и Маслий просили органы финансовой полиции и прокуратуры возбудить уголовное дело на ТОО “Амитех- Астана”, а также на судебных исполнителей, сотрудников земельного комитета и нескольких судей. Однако они издают постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
- Может ли финполиция бороться с коррупцией, если допускает к председателю лишь избранных и ограждает от тех граждан, которые хотят донести ему факты коррупции, в том числе в рядах самого агентства? - негодует Антон Фабрый.
Отстаивая свое конституционное право попасть на прием к главному блюстителю законности и к борцу с коррупцией, Антон Фабрый и Александр Маслий намерены дойти до Верховного суда.

Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана, e-mail: ast@time.kz

Поделиться
Класснуть