3345

Люди-невидимки-2

Два старших поколения Поповых.

Жить без документов можно. Доказано. Причем поколениями. Для читателей, не поверивших истории семьи Емелиных из Алматы (см. “Время” от 16.5.2013 г.), мы подготовили новое доказательство: в городе Есике Алматинской области четыре поколения семьи Поповых также прожили до недавних пор без документов. Четыре! Поколения! В каждой истории всегда есть начало. Есть оно и у наших героев.

Ищите женщину


В семье Емелиных изначально мама двух дочерей, Кати и Ани, 22 лет и 21 года, не обменяла свой красный серпастый и молоткастый паспорт времен СССР на удостоверение личности гражданина Казахстана.
Она приехала в Алматы из Шахтинска, гражданский муж не прописал ее на своей территории. Поскольку не было прописки, некуда было идти за свидетельством о рождении дочерей: и при советской власти, и при нынешних временах вся наша задокументированная часть жизни связана с регистрацией по месту жительства.
Из-за того что женщина не обменяла вовремя паспорт, она потеряла работу. Работала поваром в резиденции президента страны. Там сказали, как поменяешь документы, так возьмем обратно. И ходатайство в органы юстиции выдали, и рекомендательное письмо дали.
В семье Поповых представительница первого поколения незадокументированных граждан сначала потеряла свидетельство о рождении дочери, а потом затянула сроки с обменом паспорта...
Родоначальницы неприятностей в двух семьях периодически пытались что-то сделать. Одна сдалась после услышанного: “Пропишитесь хотя бы на уличном столбе”. Другой пару раз, вместо того чтобы выдать копию справки, прочитали лекцию на повышенных тонах, не особо выбирая выражения, о том, какая она нерадивая мать…
Чтобы получить бумажки с печатью, дамам следовало бы безропотно выслушивать оскорбления в свой адрес и одновременно бороться за свои права. Причем бороться отчаянно, настырно и уперто. Перечисленных качеств у женщин не оказалось, и они сдались.  Емелина пошла другим путем: обратилась за помощью к женщине, которая обещала за 1700 долларов решить проблему. Та взяла деньги и исчезла.
Выводов два.
Первый: юрист Нургуль ОСПАНОВА, помогавшая Ане с Катей, считает, что жизнь детей без документов - следствие слабохарактерности и халатности их мамы. Трудно не согласиться.
Второй: люди без документов -источник доходов всякого рода аферистов. Это уж точно.


Второе поколение


В двух семьях второе поколение лиц без документов доказывает, что и в их положении можно выглядеть вполне респектабельно и даже получить некий набор соц­услуг, к примеру, все они получили неполное среднее образование.  Аня и Катя окончили девять классов в одной из школ Алматы.
Елена Попова окончила школу в совхозе “Алатау”.
Но если со школой номер без документов прошел, то во время приватизации жилья Поповых попросили покинуть помещение. Общее в двух династиях - отсутствие прописки и неимение собственной крыши над головой.
Аня очень хотела учиться дальше, и тогда ее мама обратилась к… аферистке, той, которая берет деньги и исчезает. Вы, конечно, догадываетесь, что девочку обманули. А вот работать у нас без документов можно. Но без надежды иметь трудовую книжку, высокую зарплату и пенсионные накопления.
Выводов опять два.
В школе учиться без документов, в принципе, можно, а вот в колледжах и выше - нет. Все-таки есть сито, где не может проскочить человек без документов.
Заработать на кусок хлеба можно, но это труд нелегалов.


Третье поколение


У Елены Поповой четверо детей: три сына и дочь. Трое из них не учились в школе. Совсем не учились. Не приняли без документов.
Сыновья военкоматом для службы в армии не призывались. У Ани и Кати Емелиных уже подрастают свои дочери, четырех и полутора лет. Одну из малышек недавно открепили от поликлиники, где они пока еще обслуживались в порядке исключения. Девочку даже батюшка в церкви отказался крестить. Причина - отсутствие свидетельства о рождении.
Выводы.
Дамы без документов декретные и пособия на детей не получают, малышек даже в спортивные секции не примут.
Взрослые ограничены в передвижении по стране, мама Ани и Кати хотела съездить в Шахтинск, чтобы оттуда попробовать начать восстановление документов, но билет на поезд ей не купить, да и в гостинице без документов возникнут проблемы…


Четвёртое поколение


Это у Поповых. Была в семье прабабушка без документов, и бабушка была без них, и дочь бабушки, тоже без документов, родила близнецов, которые, как вы догадались, оказались без документов.
В наследство малышам останутся разговоры о том, что их бабушка не раз ездила в Чиликский роддом. Однажды Елена уговорила пустить ее в подвал, в котором часть архива роддома после затопления находилась в плачевном состоянии, нашла в записях факт рождения своих детей. Справку ей в тот раз не дали, потому что у нее не было своих документов. Когда она снова приехала через несколько лет, архива уже не было. И ей наконец выдали справку, что архив не сохранился.
Выросшие два сына клана Поповых уже имеют свои семьи, в которых живут гражданским браком. Сыновья без документов, а их дети с документами. Этим малышам повезло - они родились от женщин, у которых есть удостоверения личности.
Вывод.
У нас все-таки матриархат. Когда отцы дочерей Ани и Кати хотели заняться оформлением документов своих детей, им сказали: вы сначала заберите у матери ребенка, потом сдайте его в дом малютки и начните собирать документы на усыновление, но поскольку вы ни с кем не зарегистрированы, вам вряд ли отдадут ребенка на усыновление. Зачем мужчинам такая безрезультатная волокита? Они лучше женятся на других, с документами. Что они и сделали.


Свет в конце туннеля


Подсчитаем, сколько мужей из государственных органов стали свидетелями жизни без документов двух семей.
Загсы, детские поликлиники, школы, паспортные столы, потом ЦОНы, архивы роддомов, органы опеки и попечительства…
Емелины зачем-то даже в школу милиции ходили, а Елена Попова обращалась в прокуратуру в 1989 году и там, пока бегала по кабинетам в поисках, к кому обратиться, познакомилась с Анар Назаровной КУЛЕНОВОЙ, работавшей в отделе кадров.
Через два десятилетия они случайно встретились. Пенсионерка Анар Назаровна, активистка фонда “Бота”, решила помочь бедолагам. Юрист, долгие годы проработавшая в прокуратуре, адвокатуре, несколько лет помогала восстановить документы. Несколько лет!
Ане и Кате помогли специалисты из Проекта по укреплению семьи и предотвращению социального сиротства в Алматы. Тут впервые девушкам не сказали привычное, что их проблемой должна заниматься их мама.
Девушки верили, что им помогут, потому что очень хотелось верить, но сомневались до дня получения свидетельства о рождении. Фамилия ангела-спасителя у Поповых одна - Анар Назаровна Куленова, у Емелиных спасителей больше: специалисты проекта Катя БОГДАНОВА, Асель СЕРГЕНОВА и особой строкой - заведующая Ауэзовским отделом загса южной столицы Гульнар Нурлыбекова. Именно они подсказали, как выйти из, казалось бы, тупиковой ситуации. Удивительно, но выход-то был, оказывается… Причем все эти годы.
И тем не менее - хеппи-энд. Остались два вывода.
Вывод первый: все бы продолжалось бесконечно, если бы семьи не встретили на своем пути людей, которые готовы были им помочь.
Второй: дело не в нормативных документах, по которым нужно в двухмесячный срок зарегистрировать ребенка, дело в том, кто работает в загсе и насколько он знает законные пути решения проблем.
Ну и последнее: спасибо Норвегии. Не удивляйтесь - это она спонсировала нам Проект по укреплению семьи и предотвращению социального сиротства в Алматы…

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Романа Егорова и Владимира Заикина, Алматы

30.05.2013

Емелины, второе и третье поколения.

Поделиться
Класснуть