7817

Футбол строгого режима

Акосах ТОМАС:В колонии общего режимамного хороших футболистов. Но мои - лучше!

Зачем ломать копья над тем, как поднять отечественный спорт? Вот она - готовая команда олимпийского резерва страны, созданная... чернокожим заключенным в казахстанской колонии

Казахстанские спортивные чиновники натурализовали многих спортсменов, но их пока хватило только на футзальный “Кайрат”. И вот появился очередной кандидат на получение казахстанского паспорта - 41-летний уроженец Республики Гана Акосах ТОМАС, который встретился автору этих строк... в колонии строгого режима для бывших сотрудников правоохранительной системы в поселке Заречном под Алматы, официально именуемой ЛА 155/12 ДУИС по Алматы и Алматинской области.

Пять лет назад профессионального футболиста купила (по разным данным, от 3 до 3,2 миллиона долларов) одна из ведущих футбольных команд Казахстана. Однако защищать цвета своего нового клуба Томасу пришлось недолго: 27 ноября 2008 года темнокожего спорт­смена, перевозившего крупную партию наркотиков, в центре Алматы “хлопнули” комитетчики. 4 мая 2009 года судья Бостандыкского районного суда № 2
Ш. ЕРГАЛИЕВА вынесла вердикт африканцу: 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима с конфискацией имущества.
Оказавшись за колючкой, Акосах развернулся, что называется, в полный рост: создал несколько футбольных команд из числа заключенных и выпестовал из них настоящих профи - на спартакиаде между колониями Алматинской области команда Томаса “порвала” сборную зэков общего режима с сокрушительным счетом 9:1.
- Можем ежеквартально проводить спартакиады, Томас создал несколько сильных команд - такие как “СССР”, “Жетысу”, - рассказывает начальник колонии Абай ЖАНАБЕРГЕН. - Сам тренирует и сам же главный судья матчей. Он требовательный рефери - даже бывших прокуроров, показав красную карточку, удаляет с поля. Томас, расскажи журналисту, как попал к нам, - предлагает майор.
- Сорри, наш бизнес не говори, - во все 32 белоснежных зуба скалится футболист. - Деньги любят тишину.
- Томас, кто вас ждет на родине? - спрашиваю парня.
- Мама и ребенок. Они не могут прилететь на свидание - это дорого и долго нужно ждать различных согласований, - коверкая русские слова, говорит Акосах. - Но я звоню часто - есть таксофоны. Правда, минута разговора стоит доллар. А администрация карточки не выдает. Почему, начальник?
- К сожалению, средства на таксофонные карточки не заложены, - отвечает скорее мне, чем своему подопечному, майор Жанаберген. - Но иностранцы пользуются карточками других осужденных и связь с родными поддерживают.
- Акосах, как вам сидится в казахстанской тюрьме? Вас посещали дипломаты вашей страны?
- Здесь другая еда. Бананов нет, есть много-много мяса, казы много, картошка, морковка, яблоки - витамины. Супер есть рыба, очень вкусный! - смеется Томас. - А еще много-много каша. Мясо карашо, много калория, протеин. Я слышал, наш президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ кушает много-много мясо - поэтому он такой сильный и энергичный.
- Томас, это наш президент. А ваш глава государства - в Африке.
- Жок. Я - казах, найман. Жарайды? - под общий хохот сотрудников администрации и заключенных выдает мой собеседник.
- А почему именно найман?
- Нравится, - улыбается тот. - Коротко - най-ман.
Томас рассказал о том, как ему и еще 16 сидельцам из дальнего зарубежья живется в “строгаче”. Большинство сидят за сбыт и перевозку наркотиков в крупном размере. Сроки - от 12 лет и выше.
- А что вы знаете о нашей стране?
- Назарбаев, Жангиз-тобе и Заречный, - широко улыбается Томас. - Назарбаев - наш, казахский президент, в Жангизе я сидел, в Заречном - сижу. Домой хочу - родные ждут. Но в Казахстане нет нашего посольства, ближайшее - в Москве. Туда не писал. Кто я для них? Иностранец, казах из рода найман, - хитро щурится футболист.
Парень сожалеет, что между Ганой и нашим государством нет меморандума об экстрадиции. Под амнистию он тоже не попадает - все-таки совершил особо тяжкое преступление. Мечтает о переводе хотя бы в колонию-поселение, чтобы там - в более льготных условиях - подготовить команду олимпийского уровня.
- А еще рассчитываю, что наш президент сделает иксчейндж меня на казаха, который сидит в Америке или Африке, - на полном серьезе говорит Томас. - Посмотрим. Может, сделает мне пардон (помилует. - Т.К.). Сейчас главное - 3 октября: большой матч-реванш с колонией общего режима. Там много-много хороших футболистов... Но мои лучше!
“Эх, слышал бы эти слова президент Федерации футбола Казахстана Адильбек ДЖАКСЫБЕКОВ”, - думал я, уезжая из Заречного...

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Романа Егорова, Алматинская область

12.09.2013

Поделиться
Класснуть