3799

По законам толпы

В конце минувшей недели в Алматы задержали десять участников беспорядков возле торгового центра “Прайм плаза”. Их обвиняют в хулиганстве и грабежах. Психолог Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Аян КУПЕЕВ (на снимке), изучающий психологию толпы, рассказал, по каким законам она живет и действует.

- Есть несколько признаков, характерных абсолютно для любой толпы, - объясняет наш собеседник. - Она всегда более эмоциональна, чем каждый отдельный человек, находящийся в ней. Ее общий интеллект ниже, чем у тех людей, которые ее составляют. Нередко ее участники находятся в состоянии аффекта, а потом удивляются тому, что могли такое натворить. Я провожу психологические экспертизы людей, покалечивших других во время массовых драк. Они очень часто искренне не понимают, как все могло произойти, плачут, мечтают вернуть все назад. Все это происходит, потому что в толпе снижается чувство ответственности и человек может позволить себе то, что раньше для него было табу.
- Как можно завести толпу?
- Она всегда опирается не на логику и рациональность, а на короткие, но при этом емкие лозунги. Причем, как правило, первый из них несет позитивный заряд: “Мы против коррупции”. А уже второй может быть направлен на проявление агрессивных действий: “Пошли бить воров и взяточников”. Лидер, который ведет за собой массу людей, всегда знает их интересы и причины, по которым они собрались. Именно на них он и воздействует.
- Что с точки зрения психологии толпы происходило возле торгового центра “Прайм плаза”?
- Я просмотрел видеоролики, слава богу, что в момент накала событий в толпе не появился стихийный лидер, как это часто бывает. Люди действовали достаточно разрозненно, группами. Если бы они объединились и пошли за кем-то одним, последствия могли быть более плачевными. Все обошлось, хотя и были совершены некоторые ошибки. В определенный момент кто-то, видимо, представитель организаторов, решил успокоить толпу и стал говорить в микрофон: “Перестаньте, перестаньте!”. Это абсолютно неправильное поведение. Что именно перестать делать? В таких ситуациях нужно давать совершенно конкретные установки: “Отойдите на десять шагов назад”, “Двигайтесь к выходу”. Я уже не говорю о том, что нужно было заранее позаботиться об охране порядка.
- Вам не кажется, что эти беспорядки сильно напоминают события двухлетней давности в Жанаозене?
- Нет, они отличаются друг от друга. Непохоже, что алматинские погромы были организованы и продуманы заранее. Все произошло стихийно. Один из недовольных зрителей выкрикнул какую-то фразу, которая завела всех остальных. Пошла цепная реакция. А вот в Жанаозене были те, кто организовывал толпу бастующих, иначе бы рабочие не протестовали так долго. К тому же в беспорядках в Алматы в отличие от жанаозенских не было социального или политического подтекста. Это была разовая акция, которая внезапно вспыхнула и почти сразу затухла. Конечно, поведение участников очень схоже: они ломали то, что попадалось на их пути, поджигали машины, бросали камни. Но дело в том, что толпа всегда и везде ведет себя одинаково, будь то Казахстан, США или Германия, например.
- На ваш взгляд, наши стражи порядка умеют обращаться с агрессивно настроенной массой людей?
- Они могут обеспечить порядок на культурно-массовых мероприятиях. Но то, что происходило в том же Жанаозене, требует совершенно другой подготовки. В Казахстане редко проходят реальные митинги и демонстрации. Я говорю не о тех санкционированных выступлениях, которые проводятся под присмот­ром властей в специально отведенных местах. Речь о настоящих акциях протеста, во время которых люди проявляют недовольство. Соответственно, у наших стражей порядка нет реального опыта работы с такими протестно настроенными массами. В России, пусть только и в крупных городах типа Москвы или Санкт-Петербурга, подобные шествия проходят, поэтому там полицейские знают, как сдерживать толпу. Обратите внимание: часто ее направляют по одной конкретной улице, которая естественным образом ограничивает пространство и оставляет участникам демонстрации меньше места для маневра. Как правило, по краям толпы движутся сотрудники конной полиции, которые контролируют происходящее. Если количество людей в толпе становится слишком большим, ее пытаются разделить на несколько частей. Как показали события в Жанаозене, наши полицейские не знают, как вести себя в подобных ситуациях. Когда начались беспорядки, не были применены ни резиновые пули, ни слезоточивый газ, которые идут в ход в таких случаях. Полицейские не знали, что им делать, и применили огнестрельное оружие.
- Кто-то в нашей стране анализирует причины массовой агрессии?
- Не слышал об этом, скорее проводят какие-то социологические опросы, которые выявляют настроение, степень удовлетворенности жизнью населения. Правда, недавно, во время проведения аттестации полицейских, наши коллеги проверяли психологическую устойчивость людей в погонах. Я помню, был пример, когда в одном из отделов Актау из семи офицеров шесть оказались психологически неустойчивы. Такие люди импульсивны, более эмоциональны, они могут проявлять агрессию. Возможно, такое нестабильное состояние было связано с тем давлением, которое на полицейских оказывало руководство. Но и в целом люди становятся более агрессивными, потому что негатив должен где-то выплескиваться. Те же митинги, демонстрации, выборы обладают психотерапевтической функцией. Допустим, человек чем-то недоволен, он вышел на улицу, покричал в толпе, выразил протест и, уверяю вас, ему стало легче. Сейчас для многих такой психотерапевтической площадкой стал Интернет. Общаясь в Сети, люди нередко проявляют агрессию по отношению друг к другу, оставляют злобные комментарии, спорят.
- У нас готовят специалистов, которые могут работать с толпой?
- Насколько я знаю, нет. Курс специальных лекций читают лишь юристам. После жанаозенских событий был всплеск интереса к тренингам по конфликтологии, но на этом все закончилось.

Как вести себя в толпе?
- Если есть возможность - уходите. Если ее нет, попробуйте найти соратников. Посмотрите вокруг и вычислите в толпе людей, которые находятся в растерянности или состоянии шока и не знают, что делать. Объединитесь с ними и двигайтесь через толпу вместе. Постепенно ваша группа может становиться больше.
- Обращаясь к кому-то, используйте только короткие предложения: “Пошли”, “Направо”, “Вперед”, “Остановись”. Избегайте употреб­ления частицы “не” - в экстремальных условиях она не воспринимается собеседником.
- Не реагируйте на проявления агрессии со стороны, не обращайте внимания на происходящее вокруг. Будьте сосредоточены на том, чтобы поскорее выбраться из толпы.

Оксана Акулова, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира Заикина, Алматы

19.09.2013

Поделиться
Класснуть

Свежее