6611

Похищенного три года ждут, или Вестерн с хеппи-эндом

В отличном настроении встретил Новый год костанаец Андрей Тутов, на финише 2013-го отсудивший у БТА Банка 1 000 000 тенге!

Без малого три года Андрей ТУТОВ (на снимке) искал свой миллион тенге, отправленный банковским переводом по системе Western Union.И ведь нашел-таки! А вот казахстанский банк, принявший перевод, палец о палец не ударил, чтобы помочь своему клиенту. Более того - отойдя в сторонку, развел руками в духе Дуремара: “А я тут ни при чем!”


В начале 2011 года Андрей задумал купить машину в Арабских Эмиратах. Тогда, до введения ограничений на ввоз подержанных иномарок, такая покупка представлялась вполне выгодной. Тутов выбрал железную лошадку на одном из сайтов, но, собравшись в дорогу, решил не везти с собой наличные, а отправить деньги через костанайский филиал БТА Банка, оформив перевод на имя своей жены Екатерины ОЛЕЙНИКОВОЙ. Но планы семьи резко изменились, Андрею и его супруге пришлось отказаться от поездки, а спустя неделю отправитель пришел в банк, чтобы забрать свои деньги. Не тут-то было! Банк заявил, что вернуть их нельзя, так как перевод дошел по назначению: на следующий день после перевода семь тысяч долларов якобы получила в одном из банков ОАЭ… Екатерина Олейникова!
- Мы никуда не выезжали, границу не пересекали, жена была рядом со мной… Она никак не могла получить тех денег! - сокрушался Андрей.
Менеджеры БТА, посочувствовав незадачливому клиенту, предложили ему заполнить под их диктовку несколько документов, среди которых были бланки, составленные исключительно на английском языке. А через полмесяца огорошили Андрея: “АО “БТА Банк” настоятельно рекомендует обратиться с заявлением в правоохранительные органы, выражает готовность в содействии и желает успешного разрешения сложившейся ситуации”.
Объясняя свою позицию, банкиры, грубо говоря, сказали Андрею, что он “сам дурак”, правда, оформили эту мысль вполне пристойно: “Просим обратить Ваше внимание, что 09 марта 2011 года Вами, при обращении в Банк, собственноручно заполнена “Форма Вопроса Оплаты” в компанию Western Union, в которой на последний вопрос “Были MTCN (контрольные цифры перевода. - С. К.) и другие детали сделки раскрыты кому-то другому, чем предполагаемый получатель?” вами был дан ответ: “Yes, MTCS by internet Salanudin motors” (грамматические особенности текста документа сохранены. - С. К.).
И это при том, что с инглишем у нашего героя, скажем прямо, совсем не йес!
И напрасно потом и в банке, и в суде Андрей объяснял, что ту фразу его убедил написать менеджер БТА. Представители банка утверждали: мол, Тутов сам рассекретил некий “уникальный код” перевода, а значит, сам и несет ответственность за потерю денег. При этом они будто бы не знали, что... Впрочем, об этом чуть ниже.
На судебные разбирательства банковские служащие пришли еще с одним козырем в рукаве: они заявили, что… вообще не в ответе ни за один перевод в системе Western Union! Каково, а, любители быстрых переводов раскрученной системы?
Оказывается, БТА Банк, предоставляя эту платную услугу (в случае с Андреем Тутовым только сумма комиссии составила 280 долларов! - С. К.), является всего лишь представителем французской компании WUN, официальный офис которой расположен в Париже, и ничего не желает больше знать.
Была бы это сказка, можно было б добавить: “И пошли наши герои до городу Парижу правду сермяжную искать”. Однако из здешних палестин туда топать далеко, а попытки заполучить ответ остались безуспешны.
- Меня очень удивило такое положение вещей! - с волнением вспоминает пережитое наш собеседник. - Никто и никогда мне не сообщал о том, что банк ведет такую, едва ли не подпольную, деятельность и не в ответе за принятые деньги. Факт якобы разглашенного мной некоего “кодового слова” тоже сыграл против меня, и суд первой инстанции я проиграл…
А при рассмотрении его апелляции выяснилось, что ни “кодового слова”, ни “уникального кода” в оформлении перевода просто не существовало! Мало того, пресловутый MTCS, о разглашении которого сокрушался БТА Банк, на самом деле был известен как минимум трем (!) банковским сотрудникам уже в день оформления перевода.
- Понимая уязвимость своей позиции, ответчики во время разбирательств временами теряли самообладание и оскорбляли меня прямо в зале суда! - взволнованно продолжает Андрей. - Выдержать их прессинг было трудно…
Тем не менее судья Казыбек УТЕТЛЕУОВ решил удовлетворить исковые требования Андрея Тутова к АО “БТА Банк”. Теперь эта финансовая структура обязана выплатить ему сумму перевода, стоимость услуг и расходы по оплате госпошлины. А Андрей - вот добрая душа! - даже не стал взыскивать с банкиров компенсацию за страдания, которые он испытывал на протяжении трех лет. Но тут уж - дело хозяйское. Посмотрим, хватит ли работникам банка совести не требовать пересмотра дела в кассационной инстанции…
А если брать по гамбургскому счету, то хотелось бы узнать от компетентного источника: а не нарушают ли наши банки (и не только БТА), работая с Western Union, закон о рекламе? Ведь, зазывая к себе публику, печатая объявления, буклеты и листовки, они умалчивают о том, что за такие переводы в ответе - никто!

Стас КИСЕЛЁВ, фото предоставлено Андреем ТУТОВЫМ, Костанай

Поделиться
Класснуть