2922

В Америку - на отечественных авто?

Александр ЦЕЛЬМАН (на снимке) предлагает переключить народную любовь к мордобою, особо проявляющуюся на затянувшихся праздниках, на более интересное занятие. Для выброса адреналина изобретатель настоятельно советует внедрить в нашей стране автобои.
Подобные состязания возникли в Америке в середине прошлого столетия, дав жизнь новому виду спорта - Hard Derby. Вместо десятка автомобилей, беспощадно калечащих друг друга, Александр предлагает свой вариант, но для начала задает весьма интересный вопрос:
- Вы были в степи весной, когда у черепах, пардон, начинается период свадеб? Самцы бьются за самку. Они сталкиваются, и отчаянно один другого старается перевернуть так, чтобы он лежал вверх ногами. В бою у наших машин должно быть нечто подобное. Я предлагаю создать машины в форме треугольника, чтобы они не ломали друг друга, а как бы скользили: кто кого перевернет, не повреждая. Водитель под защитой: ремни мощные, кресло, как и полагается, в соответствии с существующими требованиями по безопас­ности на гонках.
- Уверен, что эта автобитва будет востребована зрителями, - утверждает 62-летний авиационный техник, водитель с 44-летним стажем,- я сам могу запросто участвовать в соревнованиях. Я еще не такой дохлый, на Шымбулаке на лыжах катаюсь.
Между прочим, младшему сыну Александра Цельмана всего два года, а старшему из троих сыновей нашего героя 37 лет.
Сам же Александр про личную жизнь рассказывать не пожелал, считает, что тема автобоев увлекательнее и важнее. Для него - это точно.
- Прошу прощения, я про железки пришел поговорить, - отвечает он на любопытные расспросы о личной жизни.
Машины для автобоев Цельман готов сделать сам.
- Для начала надо взять два багги и их доработать, - объясняет, - это самый простой вариант. На багги нанести защитный каркас, приварить, с небольшими доработками сделать боевую машину… Я предлагаю обойтись без серьезных повреждений, одна машина может принимать участие в соревнованиях много раз, а приз победителя достанется тому, кто перевернет своего соперника. Кто вверх ногами - тот проиграл, как в борьбе. Я слежу за американскими автобоями и думаю: почему они еще не догадались это сделать? Идею нового для нас шоу я обсудил с автогонщиком Василием ТАРАБАНЬКО, он одобрительно к ней отнесся, готов предоставить свою площадку. Тарабанько, кстати, в 90-е годы возглавлял известную группу каскадеров “Сталь”. Его имя попало на страницы Книги рекордов Гиннесса за прыжок на автомобиле на чистом льду.
Автобои не единственный проект, связанный с автомобилями, который Александр Цельман предлагает, как утверждает он, для престижа страны. Вот уже пять лет он вынашивает идею доехать до Америки через Берингов пролив - на машинах отечественной сборки внедорожниках “нива”, собранных в Усть-Каменогорске. Цельман в своей мастерской может превратить автомашины в вездеходы высокой проходимости с возможностью передвижения по воде, снегу, льду, песку и болотам. Это его собственное запатентованное изобретение.
- Я добирался до Берингова пролива, - рассказывает Александр, - когда работал на Чукотке рыбаком и охотником. Пытался на снегоходе проехаться по проливу. Увидел, насколько это сложно. Разрабатывая свои снегоходы, все это учел.
В Америку ведь пока можно лететь на самолете или приплыть на пароходе, и ни один автомобиль туда ни разу не проехал, а я хочу, чтобы наш автомобиль приехал туда из Астаны своим ходом, понимаете? И с нашими номерными знаками передвигался в Америке по дорогам общего пользования. И может быть, даже прокатился по Нью-Йорку под флагом Казахстана.
- Александр, что мешает вам осуществить этот проект?
- Проблем много: нужно пропуска оформить по приграничной зоне, преодоление пролива - это пересечение погранзоны вне пункта перехода, на это тоже необходимо разрешение. На момент пересечения нужно будет еще нанять людей из местных, чтобы пройти по льдам. Стоимость всего, что связано с проливом, сто тысяч долларов. Пока же Берингов пролив, а это около 90 км, официально преодолел Дмитрий ШПАРО с сыном. На лыжах. С третьей попытки. Хотелось бы успеть первыми пройти этот путь на автомобилях. У меня есть доработки, которые повышают проходимость вездехода. Но мы можем опоздать. В этом году это может сделать россиянин Василий ЕЛАГИН.
- Вы ищете спонсора?
- Компаньона.
Несмотря на продвигаемые идеи, предполагающие кураж, драйв и спортивный азарт, Александр Цельман похож на чеховского интеллигентного героя с бесконечными извинениями за все: за то, что попросил о встрече, за то, что сидит в кабинете, за то, что не может воплотить задуманное в жизнь…
- Александр, вы производите впечатление очень мягкого человека.
- Я?! - его удивление похоже на извинение. - По жизни я, вообще-то, зануда.

Хельча ИСМАИЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть