⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Трудности перевоза

Виктор БУРДИН

Кто и зачем превратил крылатого коня в троянского?

Авиакомпании “Инвест Авиа” все-таки запретили возить пассажиров. Причем сделали это в самый разгар зимнего туристического сезона. Сейчас партнер перевозчика - туроператор Pegas Touristik - ищет другую авиакомпанию, которая поможет перевезти домой 580 казахстанцев, отдыхающих сейчас за рубежом.

Как сообщил нашему корреспонденту председатель совета директоров “Инвест Авиа” Аскар НУРГАЛИЕВ (на снимке), телеграм­му о запрете на полеты авиакомпания получила накануне праздничного уик-энда. В телеграмме за подписью председателя Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию Бекена СЕЙДАХМЕТОВА говорится: “КГА на основании статьи 16-3 Закона РК “Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации” приостанавливает действие сертификата эксплуатанта АО “Авиакомпания “Инвест Авиа” с 00.00 часов 1 декабря 2014 года”.
Мы попросили г-на Нургалиева ответить на наши вопросы.
- Аскар Каиртаевич, статья 16-3 закона об авиации называется так: “Уровни нарушений установленных требований, выявленных при осуществлении постоянного надзора, и меры по устранению нарушений”. Вам разъяснили, в чем были ваши нарушения?
- Нет, никаких обоснований не было. Телеграмма нам пришла в пятницу, 28 ноября, в семь часов вечера. Как раз только закончился рабочий день, и впереди были три дня выходных в честь Дня Первого президента. Зачем это сделали в такое время? Чтобы мы ничего не могли предпринять? Для нас, конечно, это не было неожиданностью, нас и до этого пугали приостановлением сертификата. Понятно, что многим не жилось спокойно: украинский борт, который мы взяли в мокрый лизинг, летал по нашей зимней чартерной программе, создавая конкуренцию. Насколько я знаю, нашего партнера, компанию Pegas Touristik, принуждали заключить договор с другим перевозчиком. У иных авиакомпаний даже самолеты падали, но их деятельность не приостанавливали. А нас взяли - просто так запретили.
- Будете ли вы обжаловать это решение?
- Не исключаю, сейчас работаем над этим. Но я не знаю, как вообще дальше работать в существующих условиях. С одной стороны, государство вроде выступает за то, чтобы была конкуренция. Но с другой - в нашей отрасли на рынке чартерных перевозок по сути остается одна компания. Хочу “поздравить” казахстанцев в отсутствие конкуренции цены обычно растут.
- Где ваш борт сейчас?
- Он улетел на Украину.
По данным “Инвест Авиа”, сейчас 580 клиентов авиакомпании отдыхают за рубежом - 280 в Таиланде и 300 в Египте. Вывезти по расписанию их должны 5 и 8 декабря соответственно. Наши граждане уже, естественно, волнуются. Но пока их официально не проинформировали о замене самолета. Мы связались с одной из казахстанских туристок, отдыхающих в Египте, - алматинкой Оксаной ТРОФИМОВОЙ.
- Первой о проблеме с “Инвест Авиа” нам сообщила мама мужа, - рассказала Оксана. - Потом мы прочитали об этом в Интернете. Обратились к местным представителям туркомпании. Но они были не в курсе. Никто ничего не знает, но успокаивают: мол, у Pegas есть собственные самолеты в других странах. Но, насколько я поняла, так просто их борта к нам не запустят. В алматинский офис турфирмы мы написали в понедельник, когда в стране был выходной. Во вторник - ответа нет. Думаю, все станет понятно ближе к пятнице, когда должны вывозить туристов из Таиланда. Не ясно одно: почему утром нам позволили улететь в Египет, а вечером того же дня уже решили приостановить сертификат авиакомпании?
Между тем в Pegas Touristik нам сообщили, что компания ищет пути решения проблемы, добавив: скорее всего, туристов вывезет авиакомпания SCAT.
Эту информацию подтвердила руководитель PR-отдела этого перевозчика Виктория УЛЬЯНОВА (на снимке).
- На минувшей неделе к нам обратился тур­оператор Pegas Touristik с вопросом о возможном выполнении чартерных рейсов на Пхукет (Таиланд), - сообщила нашему корреспонденту Виктория. - Мы подтвердили, что имеем техническую возможность выполнять эти рейсы. Сейчас мы находимся в стадии переговоров. Если тур­оператор согласится, мы готовы заняться перевозкой турис­тов. Выполним столько рейсов, столько необходимо - и в Таиланд, и в Египет. Причем независимо от того, согласится ли Pegas работать с нами. Мы готовы вывезти туристов, которые сейчас находятся за границей. В настоящее время у нас имеются в резерве не занятые перевозкой дальнемагистральные самолеты.
Наша газета уже рассказывала, что недавний выход на рынок чартерных перевозок авиакомпании “Инвест Авиа” вкупе с туроператором Pegas Touristik буквально обрушил цены на турпакеты в Таиланд и Египет. Однако Ассоциация туроператоров Казахстана выступила с заявлением о том, что “Инвест Авиа” получила разрешение на полеты с нарушениями (“Кого чартер попутал?”, “Время” от 6.11.2014 г.). Жалоба эта вкупе с письмом руководства “Эйр Астаны” дошла до Главной транспорт­ной прокуратуры, и на ее основании надзорный орган организовал проверку. Правда, не авиакомпании, а Комитета гражданской авиа­ции Мининвеста. По результатам проверки прокуроры поставили вопрос об отзыве разрешения на полеты украинского “Боинга-767” - единственного дальнемагистрального лайнера, который “Инвест Авиа” взяла в лизинг. В надзорном органе полагают, что данный борт был с нарушениями оформлен на полеты из Казахстана. Более того, прокуроры ставят вопрос о соответствии авиакомпании “Инвест Авиа” сертификационным требованиям и предлагают решить вопрос виновности должностных лиц КГА, давших разрешение на полеты этого “Боинга”.
Похоже, обламывать кайф туристам в разгар сезона становится в Казахстане национальной забавой. Напомним, не далее как в прошлом году в пору летних отпусков депутаты страны запретили полеты иностранных чартерных авиакомпаний.
Когда верстался этот номер газеты, Комитет гражданской авиации распространил пресс-релиз с разъяснением причины приостановления сертификата “Инвест Авиа”. Оказывается, дело вовсе не в проверке транспортной прокуратуры.
“Авиационные власти Канады, как государство-разработчик самолетов Bombardier, выпустили директиву летной годности, которая должна была быть обязательно выполнена на самолетах производства Bombardier CL-600, в том числе на самолетах, эксплуатируемых авиакомпанией АО “Инвест Авиа”, - говорится в тексте релиза за подписью Бекена Сейдахметова. - На запросы КГА о выполнении директивы АО “Инвест Авиа” не подтвердило выполнение директивы, а представило нам копию письма компании Bombardier от 10.10.2014 г. с информацией о возможности продления срока выполнения директивы летной годности на 6 месяцев.
Однако компания Bombardier на наш запрос не подтвердила подлинность указанного письма.
Статья 16, прим. 3 Закона РК “Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации” гласит, что поддержание соответствия сертификационным требованиям эксплуатантом путем фальсификации представленных документов относится к нарушениям первого уровня. Напомним, что к нарушениям первого уровня относятся существенные нарушения требований, установленных законодательством, и представляющие непосредственную угрозу безопасности полетов.
По данному факту нами принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта АО “Инвест Авиа” со 2 декабря 2014 г. и передаче материалов, касающихся выполнения директивы летной годности на самолетах Bombardier АО “ИнвестАвиа”, в Главную транспортную прокуратуру РК для принятия процессуальных решений”.

Виктор БУРДИН, фото Романа ЕГОРОВА и из личного архива Виктории УЛЬЯНОВОЙ, Алматы

Когда номер был готов к печати

На пресс-конференции в Астане глава КГА Бекен СЕЙДАХМЕТОВ (на снимке), отвечая на вопрос журналистов, что теперь будет с нашими соотечественниками-туристами, вылетевшими самолетом “Инвест Авиа” на заграничные курорты, заверил: о них не забыли.
- Мы вели переговоры с департаментом туризма, туркомпанией “Пегасус Казахстан”, а также с отечественными авиакомпаниями. “Пегасус” заверил, что туристы за рубежом будут продолжать свою программу с отечественными компаниями, - сказал Сейдахметов.
По его словам, всего у “Инвест Авиа” имеются два типа воздушных судов Bombardier, четыре “Фоккера”, которые уже три-четыре месяца не летают, а также арендованный “Боинг 767”.
Напомним, что ранее вице-президент “Инвест Авиа” Сергей ЕГОРОВ сообщил СМИ, что по факту приостановки сертификата компания готовит обращения в гос­органы. По словам Сергея Егорова, у “Инвест Авиа” есть соглашения с российской компанией North Wind о предоставлении резервных бортов, которые базируются в Таиланде и Египте. Кроме того, отдыхающих в Египте могут вывезти и казахстанские авиакомпании.

Талгат КИРБЕТОВ, фото пресс-службы МИР РК, Астана

Загрузка...
Астропрогноз
с 15 по 21 ноября

Золотые слова

«- Раньше мы по телевидению видели бегущие строки с Уолл-стрит, теперь в Казахстан это пришло. Мы будем у себя это наблюдать.»

Нурсултан НАЗАРБАЕВ, президент Казахстана:
Вопрос на засыпку

Какой способ урегулирования конфликта вы выберете?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева