12317

Русская Поляна: махнёмся без обмана

Ерик Султанов (слева) и Виктор Назаров: дорогу осилим вместе!

В минувшую пятницу рядовой на первый взгляд визит акима Северо-Казахстанской области Ерика СУЛТАНОВА в российский Омск закончился неожиданно громким заявлением губернатора Омской области Виктора НАЗАРОВА. Глава соседнего региона предлагает России и Казахстану...  заново поделить приграничные земли!

Дело в том, что после делимитации границы оказалось: часть дороги от Омска до районного центра Русская Поляна проходит по территории Казахстана (см. схему). А в данный момент идет демаркация госрубежей, и есть опасение, что автомобильное сообщение в этом месте будет прервано. Взамен г-н Назаров предлагает отдать Казахстану такой же по размеру участок. Что это - нормальный процесс обмена или растаскивание родины по кусочкам? Об этом газета “Время” поговорила с экс­пертами.
Русскополянский район раскинулся в самой нижней точке Омской области. В одноименном райцентре проживает почти восемь тысяч человек. Еще тысяч восемь-десять - вокруг поселка городского типа. Прямая дорога в Омск - чуть больше 150 км, девять из которых проходят по территории Казахстана.
- У нас есть районный центр Русская Поляна, где дорога к областному центру идет через Казахстан, - цитирует губернатора Виктора Назарова омское областное телевидение. - Сегодня идет демаркация границ, и если демаркация будет в полном объеме завершена, мы не сможем передвигаться по этой территории. Мы сегодня обсуждали этот воп­рос, будем выходить на межправительственную комиссию, чтобы провести обмен территориями, - рассказал губернатор.
Чтобы трасса осталась на территории Российской Федерации, предполагается отдать Казах­стану взамен три тысячи гектаров плодородной земли.
Если обмен пройдет успешно, то в Русской Поляне появится железная дорога, которая свяжет Омскую и Северо-Казахстанскую области. Правда, для этого придется восстановить 100 километ­ров путей в России и Казахстане.
- Это очень важная транспорт­ная артерия, она важна для того, чтобы мы в Омскую область могли отгружать наш инертный материал, который является дефицитом в Омской области, - с энтузиазмом воспринял идею строительства железной дороги аким Северного Казахстана Ерик Султанов. - Мы это оцениваем примерно в два с половиной миллиона тонн в год. И Виктор Иванович (Назаров. - Ред.) очень хорошо сказал, что очень важно вовлечь сюда частный бизнес и в рамках частного и государственного партнерства эту работу реализовать.
- Уже лет десять есть опасения, что в один день дорога закроется, - вторит омскому губернатору глава администрации Русской Поляны Анатолий ЖОРОВ (на снимке). - Если поставят демаркационные столбы, то прямой путь в Омск исчезнет, придется ездить по нашей территории в объезд - а это круг на 100 километров по грунтовке! Думаю, нужно сказать спасибо вашему президенту НАЗАРБАЕВУ: он лояльно относится к тому, что мы беспрепятственно ездим по территории Казахстана. Но граница есть граница... Поэтому и поднимается вопрос об обмене земель в приграничных районах...
Но может ли Казахстан войти в положение соседей или приграничные вопросы следует решать принципиально? Политолог Эдуард ПОЛЕТАЕВ (на снимке) уверен, что даже в таких щепетильных спорах должен возобладать здравый смысл.
- Границы были нарисованы в советское время, и сейчас при их определении возникает много сложностей, - объясняет экс­перт. - С Россией, насколько я помню, у нас уже были спорные участки в Актюбинской области, но их успешно преодолели. Другой момент - железная дорога в приграничных районах принадлежит России, но при этом частично заходит на нашу территорию, и путем переговоров эти вопросы решаются. Я так понимаю, сейчас идет речь о небольшом куске земли, который ведет к маленькому поселку. То есть не стратегический участок, и если не политизировать эту тему, а подойти здраво, то можно поменять один участок на другой, если они равнозначны. И всем будет удобно!
Не против обмена и председатель республиканского движения “Ұлт тағдыры” Дос КОШИМ (на снимке). Общественный деятель не видит ничего плохого в том, чтобы уладить приграничный спор путем переговоров.
- Если есть равноценный обмен, то это принято в международной практике, и это нормально, - говорит он. - Тем более сейчас есть анклавы на всех границах соседних стран - Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Казахстана.
Я думаю, что надо договариваться с соседями, чтобы потом не было конфликтов, чтобы никто воду друг другу не перекрывал или дороги, как уже случалось. Но при этом должны быть соблюдены два главных момента: равноценность обмена и согласие местных жителей. Если они считают, что так будет лучше для всех, то меняться участками можно и нужно. И, разумеется, решать должны не акимы с губернаторами, а государства.
- Даже разговаривать о размене бесполезно! - решительно заявляет представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат ШИБУТОВ (на снимке). И аргументирует: граница уже делимитирована - назад не отыграешь, а дорога всегда будет открыта.
- Все предложения надо было выдвигать до того, как прошла делимитация, - объясняет политолог. - Это огромный объем работы, который уже завершен, и ради одного поселка никто не будет перекраивать карты и менять соглашения. Тем более сейчас нет никаких постов, проезд для граждан свободный - поэтому нет необходимости что-то менять. Я уверен, что никто не будет этим заниматься, поскольку все документы подписаны, и сейчас уже идет процесс демаркации. А губернаторы и акимы просто зря пугают народ.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

А тем временем

Как сообщает наш корреспондент по Северо-Казахстанской области Виктор МИРОШНИЧЕНКО, в акимате региона к вопросу о возможном обмене землями отнеслись весьма настороженно. Настолько, что даже не стали упоминать в официальном пресс-релизе об инициативе омского губернатора.
Согласно распространенному сообщению, Ерик Султанов в ходе визита в Омск отметил лишь, что “многие вопросы должны решаться на более высоком уровне и главы регионов уже готовят свои предложения”.

Поделиться
Класснуть

Свежее

Служил Отечеству? Ну вы, блин, даете!
Служил Отечеству?

Бывший директор Петропавловского завода тяжелого машиностроения (ПЗТМ) приговорен к 11 годам лишения свободы за получение взятки. А вот ипэшника, который не только принес эту взятку, но и поставил на выполняющее гособоронзаказ предприятие какие попало запчасти, от уголовной ответственности освободили.

118