8444

Сумасшедший кредит

Нина СМОЛЬНИКОВА с мужем Маратом САЛИМОВЫМ у магазина, где ее сестра стала жертвой аферы.

Частный извозчик, подвозивший в психиатрическую клинику больную шизофренией женщину, ухитрился оформить на нее кредит!

Еще в сентябре 2013 года пенсионерка Нина СМОЛЬНИКОВА обратилась в полицию с просьбой разыскать водителя, оформившего кредит на ее сестру, которая больше 30 лет состоит на учете в психдиспансере. Но поиски так и не сдвинулись с мертвой точки. А недавно банк за неуплату кредита арестовал счет больной женщины, куда поступает ее пенсия. Четыре месяца инвалид-психохроник лишена единственного источника дохода!
Все это время Нина Владимировна не дает своей беспомощной сестре и ее безработному сыну умереть с голоду. При том, что она и ее муж Марат САЛИМОВ получают минимальные пенсии и вынуждены жить круглый год в дачном домике.
- Готовлю сразу на четверых. Сегодня через племянника передала плов и блины. Обязательно ведро картошки в придачу. У нас ее много уродилось! - говорит пенсионерка.
Еще около десяти тысяч тенге в месяц Марат и Нина выкраивают из своих скромных доходов на оплату счетов родственников за коммунальные услуги. Признаются: конечно, трудно приходится! Но как иначе? Старшая сестра Нина не может бросить младшую сестру Лену. Марат в этом ее поддерживает.
- Леночка была гордостью нашей семьи, с отличием окончила мединститут, работала врачом-бактериологом в областной больнице, - рассказывает Нина Владимировна. - Потом скоропостижно ушла из жизни мама, а моя сестра в 27 лет сошла с ума от горя - к сожалению, в прямом смысле слова…
Елена Владимировна наблюдается в психиатрической больнице с 1982 года. Врачи поставили ей неутешительный диагноз - параноидная шизофрения непрерывного течения. Вторая группа инвалидности. Ни одного шанса на возвращение к полноценной жизни. Ее маленького сына взяла под опеку старшая сестра. Нина могла бы стать и официальным опекуном Елены. Но для этого ей надо было признать через суд недееспособность сестры.
- Я не смогла себя заставить это сделать! Для меня это было все равно что поставить на ней клеймо, - признается Нина Смольникова.
Но это не меняет главного: Елена Владимировна в силу тяжелого психического расстройства не в состоянии отдавать отчет своим поступкам. Этим и воспользовался частный извозчик, которого Нина Владимировна знает под именем Айбек АХМЕТОВ. Нина Смольникова рассказывает:
- Состояние Лены плохое, в центр психического здоровья мы ее можем довезти только на такси. Вот и в тот раз я договорилась со знакомым таксистом Айбеком. Он нам как-то раз мешок рожек довозил, в другой раз - мешок сахара. Приятный, улыбчивый парень! Конечно, я не ожидала от него такой подлости. Айбек запомнил, где живет моя сестра. Поднялся к ней, когда она была в квартире одна, и увез ее вместе с документами в магазин техники, где оформил на нее кредит - и был таков!
Нина Владимировна узнала обо всем лишь через несколько месяцев, и то совершенно случайно.
- Смотрю: какие-то квитанции с логотипом Евразийского банка с требованием оплатить кредит. Я к Лене: “Как это понимать?”. Она долго не хотела говорить, что это значит. Потом призналась: “Айбек предложил купить мне новый телевизор, холодильник и всю необходимую бытовую технику для дома”. То, что все эти вещи так и не появились в квартире, Лену не смутило… - горько улыбается старшая сестра.
У нее никак не укладывается в голове: куда смотрел представитель банка, оформляющий кредиты в магазине техники? По словам сестры, Елена Владимировна с большим трудом передвигается, с ней сложно вступить в словесный и зрительный контакт. До пожилой женщины не доходит смысл заданных вопросов, у нее бессвязная речь. Одним словом, невозможно не заметить, что женщина, мягко говоря, не в себе. Почему персонал магазина и сотрудник банка не забили тревогу?
Нина Смольникова заявила на Айбека Ахметова в полицию.
- Мне сказали: “Идите домой. Мы вам позвоним”. И больше не вспомнили. Несколько раз я сама звонила следователю, но безрезультатно, - сетует Нина Владимировна.
Тогда пожилая женщина не сумела оценить всю серьезность происходящего, пустив все на самотек. И беда не заставила себя ждать: в ноябре прошлого года она не смогла, как обычно, получить пенсию сестры по доверенности. В отделении Евразийского банка ее поставили перед фактом - счет арестован из-за кредита, который не выплачивался полтора года.
- Лечащий врач Лены в шоке! Говорит: как такое вообще могли допустить?! Банк не имеет права заключать сделки с людьми, у которых такой диагноз, и не имеет никакого значения, признана она по суду недееспособной или нет, - волнуется старшая сестра.
Следователь Затонского отдела полиции Талгат СЕРГЕЕВ расследует это дело уже четвертый месяц. Движения не наблюдается никакого. Пожилые супруги не могут дозвониться до следователя, не могут застать его на рабочем месте. Похоже, никого не волнует, что уже четыре месяца инвалид второй группы не получает пенсию…
Я дозвонилась до следователя Сергеева. Вот что он мне сказал:
- Мы пробили по базе так называемого Айбека Ахметова. Такого человека не оказалось. Скорее всего, это придуманное имя. В данный момент проводится почерковедческая экспертиза. Вдруг в кредитном договоре расписывалась вовсе не бабушка? Как только будут известны результаты экспертизы, сразу свяжусь с родными потерпевшей.
- Мы даже не знаем сумму кредита! Нам нигде не говорят: ни в банке, ни в полиции, не показывают договор. Остается только голову ломать: триста тысяч, полмиллиона, а может, с учетом процентов и вовсе миллион?! - пенсионерка близка к отчаянию.
Мы вместе идем в отделение Евразийского банка по улице Чокана Валиханова в районе Центрального рынка. Перед девушкой с бейджиком “Карина” Нина Владимировна выкладывает свой документ, удостоверение личности сестры, ее справку из психдиспансера и доверенность на получение ее пенсии.
- У вас доверенность только на Народный банк. Мы не можем предоставлять информацию о кредите третьим лицам, - говорит Карина.
Как мы ни пытаемся объяснить, что состояние заемщика не позволяет ей усваивать информацию, сотрудница банка непреклонна. Банк будет иметь дело только с Еленой Владимировной, даже несмотря на то, что она состоит на учете в психдиспансере!
Мы решили проверить, насколько просто оформить кредит у представителя Евразийского банка в Доме бытовой техники по улице Кабанбай батыра в районе Центрального рынка. По словам Нины Смольниковой, именно здесь ее сестру обвели вокруг пальца.
Я захожу в магазин вместе с Маратом Салимовым. В глаза бросается красивый холодильник стоимостью 235 тысяч тенге. Вот его и будем брать в кредит. Представитель Евразийского банка встречает нас очень радушно.
- Вам 60 лет? - обращается он к Марату. - Повезло! Мы выдаем кредиты пенсионерам только до 65 лет.
Парень начинает высчитывать, сколько Марату придется платить в месяц, если он возьмет кредит сроком на два года.
Дедушка подмигивает:
- А что вы не спрашиваете, какие у меня заболевания. Может, я на учете в психдиспансере? Может, я недееспособный?
- А вы такой? - с испугом спрашивает консультант.
- Нет! - улыбается Марат.
- Ну и хорошо. Тем, кто состоит на учете в психдиспансере, мы не выдаем кредиты. Я потом все равно бы у вас это спросил, - уверяет парень.
Но Марат получает отказ: его доходы не позволяют оформить кредит.
- У вас пенсия 37 тысяч тенге, - уточняет кредитный менеджер. - У нас условие - пенсия должна быть не ниже 45 тысяч тенге.
- А что делать? Никак нельзя договориться? - не унимаюсь я.
- Нет! Нет! Нас же проверяет Алматы, - отрезает парень.
Тогда как получилось, что семейчанка, состоящая на учете в психдиспансере и получающая минимальную пенсию, так легко получила одобрение кредита в Евразийском банке? Остается наде­яться, что у следствия на эти вопросы все-таки найдутся ответы.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть