4560

Спасибо, что живой!

Хотите верьте, хотите нет, но подполковник полиции в отставке Валерий ТАТАРЕНКОВ за последние восемь лет трижды умирал и трижды воскресал! Здоровье, слава богу, у него в порядке - вот с бюрократами ему не повезло.

Первый раз это случилось с ним в 2010 году. Валерий пошел в ЦОН обменивать старый паспорт. Взяв в руки его документ, девушка за компьютером постучала по клавиатуре, уперлась взглядом в монитор, затем медленно перевела его на Валерия и растерянно произнесла:
- Мужчина, это вы паспорт меняете? Но ведь вы же умерли…
- Как умер? - оторопел Валерий. - Я живой!
- Вы умерли 17 января 2007 года. И чис­литесь в базе данных умершим.
- И что же мне теперь делать?
- Как-нибудь реанимироваться, - неловко пошутила девушка.
“Реанимация” Валерия происходила медленно и печально. По совету девушки из ЦОНа мужчина отправился в местные органы юстиции. Там уже он понял, что, попав в эту самую базу умерших, выбраться из нее ему будет не так-то просто. Для того чтобы вернуться к жизни, ему велели собрать немало документов. Нужны свидетельства, доказательства, очные ставки.
Главным свидетелем того, что Валерий скорее жив, чем мертв, стала его супруга Альбина. Ей подсказали, что в доказательство существования Валерия на этом свете она должна написать заявление о том, что видит его живьем каждое утро! Что на ее глазах он просыпается, одевается, пьет кофе, съедает яичницу и отправляется на работу.
Такое заявление было написано, но этого оказалось мало. Подтвердить факт принадлежности отставного подполковника к материальному миру должны были и другие братья и сестры Валерия по плоти и разуму. Супруги вызвали родственницу из Алматы, пригласили соседей и дружной колонной направились в управление юстиции на так называемое опознание. Эта процедура проходила так: были выложены фотографии четырех разных людей, и каждый из участников процесса опознания должен был указать на знакомое лицо и заявить, что, вот, дескать, это он - Валерий Владимирович Татаренков.
Опознание прошло успешно, но оказалось, что это только начало долгого пути материализации человека-призрака. Альбина как верная жена скрашивала своим присутствием бесконечные хождения мужа в органы юстиции.
- Милые девушки, попивая чаек, с улыбкой сообщали, что изменения в базу данных уже внесены, вот только справка из Астаны все никак не придет, - вспоминает Альбина ВЕЙМЕР. - И это все тянулось неделями и месяцами, пока я наконец не поставила ультиматум: или вы сейчас же “оживляете” моего мужа, или я пишу жалобу в Минюст!
Предупреждение подействовало, и буквально через неделю появилась долгожданная справка, после чего Валерий смог наконец - спустя полгода! - получить новый паспорт. Правда, свадьба сына в ближнем зарубежье прошла без него. Ну да ладно, утешал себя Валерий, главное, что живой!
Однако радость его оказалось прежде­временной. В 2013 году ему понадобилось оформить доверенность на вождение для другого сына. И что же? В кабинете нотариуса произошел примерно такой же диалог, как и три года назад в ЦОНе.
- Как вы можете дать доверенность, если вы… умерли? - задала вопрос нотариус.
- Но я-то ведь жив-живехонек, стою перед вами!
- А в моей базе вы проходите умершим!
Хорошо, что нотариус Галина ЛАГАШКИНА оказалась человеком участливым - сама обратилась в Республиканскую нотариальную палату, и там быстро все исправили.
“Два раза “умирал” - значит, сто лет проживешь!” - шутили друзья. Валерий и сам склонен был этому верить, если бы… злодейка-смерть вновь не подкралась к нему! На сей раз “мор” затронул пенсионную сферу. Когда 2 ноября 2014 года Валерий ввел карточку в банкомат, то обнаружил, что на его счету ноль тенге! Пошел на второй день - тоже ничего. И на третий…
В Таразском городском филиале государственного центра по выплате пенсий Валерий узнал, что он в очередной раз попал в базу умерших. Здесь, к счастью, обошлось без бюрократических проволочек - начальник быстро наложил на его заявление резолюцию: “Выплату пенсии возобновить”.
Валерий решил все-таки разобраться, кто, как и почему вносит его в эти самые “покойницкие базы”, каждый раз - в новую. Начал с ЦОНа. Там ему сказали, что он обратился не по адресу, и отослали в загс. Оттуда его перенаправили почему-то в миграционную службу, а из нее снова послали в загс!
- Круг замкнулся! - делится наболевшим Альбина. - Мы поняли, что концов не найти! Больше всего возмущало безразличие, с которым относились к заявлениям Валерия. Видимо, этика госслужащего, о которой говорит наш президент, в тех структурах, где мы были, - понятие абстрактное. Я считаю, чиновникам надо было вникнуть в ситуацию, поискать причину случившегося, протянуть руку помощи, а не футболить от одного госоргана к другому. Ведь перед ним даже не извинились! На мужа в эти дни было больно смотреть - так он переживал! Замкнулся, стал нервным, раздра­жительным…
- Раздражительным - мягко сказано, психом стал! - вступает в разговор Валерий Татаренков. - И не столько оттого, что меня три раза “похоронили”, хотя это само по себе неприятно и действует на нервы. Но меня больше убило бездушие и безучастность госчиновников, к которым я обращался, когда ходил по этим кругам ада. Ни сочувствия, ни желания помочь… Единственно, в загсе пожилая женщина выразила участие, показала базу, а молодежь… одной рукой текст набирают, в другой - сотка у них, и по ней разговоры о своих личных проблемах. Если меня, человека бывалого, 35 лет отработавшего в органах внутренних дел и охранной службе крупной компании, так потрясло подобное отношение, то я представляю, что испытывают бабушки и дедушки, когда они ходят по этим кабинетам…
Валерий решил призвать к ответу хотя бы государственный центр по выплате пенсий, ведь из-за того, что ему не начислили пенсию по причине убытия на тот свет, банк, в котором он обслуживался, тут же начислил пеню за просрочку в погашении кредита! Судья Таразского городского суда Бауыржан МАНКЕТЕГИ иск Валерия Татаренкова удовлетворил лишь частично: вместо просимого им 2,5 миллиона тенге морального вреда взыскал с ответчика 20 тысяч тенге.
…Интересно, что в распечатке из государственной базы данных “Физические лица”, где Валерий числился в списках умерших, стоит только его фамилия, имя, отчество и ИИН. А остальные графы пустуют! То есть не значится дата смерти, и нет никакой информации о свидетельстве о смерти! Что вызывает закономерный вопрос: каким образом и по чьему недосмот­ру Валерий Татаренков попал в этот список? Нашей редакции хотелось бы получить ответ на него из соответствующих органов…

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ, Тараз

Поделиться
Класснуть

Свежее