5700

Индейцы в городе

За что эквадорских музыкантов изгнали из алматинского парка?

Много лет назад маслихат Алматы определил площадь за кинотеатром “Сары-Арка” как место для проведения санкционированных митингов, пикетов и шествий. Для того чтобы там можно было провести мероприятие, только и требовалось, что подать заявление в акимат города. Рассмотрением таких заявок занимался тогда заместитель акима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ (ныне депутат мажилиса. - Р. Б.). После чего в согласованный день и час к площади подтягивались сотрудники правоохранительных органов, кареты “скорой помощи” и пожарные, как того требует законодательство.

А теперь вспомните, дорогие читатели, когда в Алматы - в частности, на площади за кинотеатром “Сары-Арка” - в последний раз проходил какой-нибудь санкционированный митинг? Не помните? Конечно, стоит порадоваться, что жизнь у нас стала настолько хороша, что на глупости типа митингов времени и желания попросту нет. Но дело тут, скорее всего, не в этом. А в том, что данная площадь (как, впрочем, и кинотеатр “Сары-Арка”, и прилегающая к нему территория) находится в аренде ТОО “Alan’s Invest”, которому принадлежит Family Park.
- Это наша земля, и мы здесь устанавливаем правила, - заявил в минувшее воскресенье недовольным горожанам директор Family Park Равиль РАХМАТУЛЛИН.
Поводом для столь ультимативного заявления стал... этномузыкальный коллектив из далекого Эквадора Yarik Ecuador. Но обо всем по порядку.
В воскресный день мы с женой повели детей на прогулку на площадь за кинотеатром “Сары-Арка”. После того как там были проведены работы по благо­устройству, площадь стала излюбленным местом отдыха для сотен алматинцев.
Во время прогулки наше внимание привлекли два коренастых загорелых парня с длинными косами.
- Похожи на индейцев, - предположил я. И не ошибся.
Это действительно были индейцы, прибывшие в Алматы из далекого Эквадора. Парни шустро установили возле памятника Калинину музыкальную аппаратуру, переоделись в свои сценические, сшитые из перьев, костюмы и устроили “живой” концерт. Вокруг них быстро собралась толпа, ибо их музыка ласкала слух. Мы с детьми тоже подошли поближе: ведь показать ребенку настоящих индейцев и познакомить с их самобытной культурой - такой шанс выпадает далеко не каждый день.
Однако вскоре концерт был грубо прерван подоспевшими неизвестно откуда широкоплечими молодцами с рациями в руках, возглавляемыми седым джентльменом, который представился сотрудником службы безопасности Family Park. Он в приказном тоне потребовал “сворачивать балаган”, помимо концерта группа эквадорских индейцев устроила тут же небольшую распродажу браслетов, амулетов и прочих безделушек по бросовым, к слову, ценам. Как потом рассказали музыканты, вырученные от продаж и концертов деньги позволяют им путешествовать по миру и знакомить людей с уникальным индейским фольклором.
Тут следует отметить, что Yarik Ecuador - этническая фольклорная группа, исполняющая музыку в жанре native. Группа существует более пяти лет и имеет тысячи поклонников по всему миру. Однако излюбленными странами для их музыкальных турне являются Россия и Казахстан. Во всяком случае так было до минувшего воскресенья.
Разгоряченная жарким солнцем толпа, которая медитировала под индейские песнопения, пришла в неистовство от грубости сотрудников Family Park и решительно встала на защиту индейцев.
- Вот тут мужик пьяный уже два часа валяется, почему вы ничего не предпринимаете?! - кричал молодой человек с кружкой в руках.
- А почему вы пиво распиваете в общественном месте? Я сейчас “Буран” вызову! - парировал в ответ седовласый.
- А где вы видите пиво? На нем же не написано, что это пиво. Это просто кружка!
- А почему вы гармониста не гоняете? - встряла в спор пожилая бабулька. - Он целыми днями у нас под окнами наяривает.
- Где вы видите гармониста? Мы всех гоняем. Всех! Кто без нашего разрешения здесь выступает, а тем более торгует...
- Они организовали здесь стихийное место торговли, - вмешался появившийся внезапно участковый, представившийся Ерланом. - А это административное правонарушение!
- Вы вообще кто? Позовите директора! Это не территория парка. Это общественное место, - вступил в беседу парень, назвавшийся Даником.
Минут через пять подошел директор Равиль Рахматуллин. Своих эмоций он не сдерживал.
- Я вам разрешения не давал и после того, что вы здесь устроили, не дам! - с ходу бросил он индейцам.
Я же, улучив минутку, позвонил Серику Сейдуманову.
- Серик Турарович, площадь принадлежит парку?
- Насколько я знаю, нет. Во всяком случае, когда я был заместителем акима, эта площадь была в собственности города.
- Директор утверждает, что это их земля. Они ее взяли в аренду на 49 лет.
- Вы ведь знаете, что я давно уже не замакима. За это время все могло измениться. Надо уточнять в акимате района. Но если это место отведено под митинги, то скорее всего оно в собственности города.
Между тем страсти возле памятника Калинину накалялись.
- Пойдемте ко мне в кабинет, я покажу вам акт на землю! - кричал Равиль Максутович.
- Почему мы должны идти к вам? Принесите сюда документы, - не унималась толпа.
Я отвел в сторону Рахматуллина и передал ему свой разговор с Сейдумановым.
- Он говорит неправду! - отрезал Рахматуллин.
- То есть вы хотите сказать, что он обманывает?
- Нет, он ошибается. А вообще, понимайте как хотите. И вообще, что вы мне тут про Сейдуманова рассказываете? Я тоже могу сейчас позвонить таким людям, что вам и не снилось.
- Я не рассказываю, а говорю, что Серик Турарович - человек, который долгое время выдавал разрешения на митинги в Алматы. Уж он-то должен, наверное, знать.
- А я вам говорю, что он ошибается!
Между тем индейцы покорно собрали свой скарб и засеменили к машине. По их поведению было видно: к угнетению и гонениям эквадорским индейцам не привыкать...
К Рахматуллину подошел один из слушателей, который назвался Даником:
- Скажите, если они не будут торговать, вы им разрешите продолжить концерт?
- Да, как только на сцене Family Park закончится дискотека для пенсионеров, могут выступить там, но сначала пусть зайдут ко мне за разрешением.
Даник догнал Диану (она переводчик и сопровождает группу в турне):
- Постойте, нельзя же так просто уйти и лишить людей удовольствия слушать вашу музыку.
- А что мы можем сделать? - обреченно возразила она. - Оказаться в полиции совсем не хочется. К тому же мы в конце месяца уезжаем на фестиваль. Нам надо готовиться.
- Ну давайте все вместе сходим, поговорим - вдруг разрешат, - не унимался Даник.
Диана, посовещавшись с солистами группы Яриком (Энрике Малес МОРАЛЕС) и Кури (Умберто Малес КАНЬЯМАР) согласилась.
И мы пошли к директору: Диана, Даник и я. Остальные защитнички предпочли остаться на лавочках.
В своем кабинете Равиль Рахматуллин показал нам договор аренды, заключенный еще в 2006 году на земельный участок площадью 13 га, в который входят Family Park и прилегающая территория вплоть до проспекта Алтынсарина. И еще раз заявил, что без его разрешения никто не имеет права выступать.
- А как же митинги? - поинтересовался я.
- А что митинги? Акимат по согласованию с нами дает разрешение. Если мы против, то никаких митингов не будет! - заявил Рахматуллин. - Это наша земля. На 49 лет. И мы здесь устанавливаем порядки.
В конце концов мы ушли. Когда проходили мимо памятника Калинину, там сидел гармонист. Его никто не выгонял.
... Вчера по телефону Диана сообщила, что Равиль Рахматуллин долго не соглашался пойти навстречу, но в итоге пообещал предоставить площадку Yarik Ecuador в ближайшее время. Хочется верить, что обещание свое он выполнит.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, фото автора и из социальной сети Facebook, Алматы

P.S. В переводе с кечуа - языка древних инков - слово yarik означает “воспоминание”. Остается надеяться, что воспоминания индейских музыкантов об Алматы не будут омрачены таким “гостеприимством”.

Поделиться
Класснуть