8195

Санта-Барбара по-турецки

Апеш и Гаухартас ЖУРАГАТ.

На днях в павлодарский корпункт газеты “Время” позвонил пенсионер из Алматы Алтынбек АХМЕТОВ, рассказавший на первый взгляд абсолютно неправдоподобную историю. Будучи на лечении в Анкаре, Алтынбек-ага узнал от местных казахов: в одной из благотворительных организаций, занимающейся беженцами и расположенной недалеко от казахстанского посольства, обитает казахстанка с четырьмя детьми - от полутора до 11 лет от роду. Отправившись туда, Ахметов познакомился с жительницей села Мичурино Павлодарской области Ханат АЛИВ. Женщина рассказала ему, что 11 лет назад переехала в Казахстан из Монголии по квоте для оралманов. Однако в октябре прошлого года вынуждена была... бежать в Турцию: якобы муж ее бил...

- Я видел документы, Ханат официально состоит на учете в миграционной службе Турции как беженка, - утверждает Алтынбек Ахметов. - Женщина ходит на курсы турецкого языка. Двое из ее детей - 11-летний Хуат и восьмилетняя Сара - в сентябре пойдут в одну из школ Анкары. Дети мне рассказали, что хотят назад, в Мичурино, где они очень хорошо жили. Особенно тоскует по папе и дедушке трехлетний Бейбарс. Я не могу понять, как возможно такое? Почему Ханат вообще дали статус беженки? Что, в Казах­стане горячая точка или здесь кого-то притесняют? Это же позорит нашу страну! Дети, кстати, рассказали: в Павлодаре у них осталась старшая 15-летняя сестра Гаухартас, которая отказалась ехать с матерью.
Не очень поверив в эту историю, я все же позвонила и. о. акима Мичуринского сельского округа Баг­жан ТОКПАЕВОЙ.
- Где, вы говорите, он ее видел? В Турции? А мы думали, она в Америке! - удивленно воскликнула Багжан Слямовна.
По ее словам, Ханат с четырьмя детьми пропала в октябре прошлого года.
- Она с высшим образованием, по специальности врач, но работала в нашей сельской школе медсестрой, - поведала Багжан Токпаева. - Они с мужем оралманы. Никогда жалоб на то, что ее бьет муж, от Ханат не поступало. Просто, насколько я знаю, в один прекрасный момент она собрала вещи, детей - и уехала. Потом у нас были разбирательства, мы писали и в миграционную полицию - как она могла без документов за границу убыть? Если у нее сейчас статус беженки, это действительно позор. Мы тоже этот вопрос поднимали, подавали в розыск.
Аким Павлодарского района Александр БАБЕНКО, недавно назначенный на эту должность, подняв по нашей просьбе документы, сообщил:
- Когда женщина исчезла в октяб­ре прошлого года, акимат писал в комиссию по делам несовершеннолетних, в миграционную полицию. Полицейские прислали ответ: под этой фамилией никто за границу не выезжал.
Сегодня наш корреспондент отправилась в Мичурино. Дом свекра Ханат Апеша ЖУРАГАТА удалось найти без труда - о сбежавшей с детьми односельчанке наслышана вся округа. Семья Ханат на хорошем счету: у мужа - КамАЗ, на котором он трудится день и ночь, свекровь - известная в районе рукодельница, свекор держит лучших в селе лошадей. Спрашивается, что еще нужно было беглянке?
Подъезжаю к дому, из ворот которого на своей “ауди” выезжает хозяин - Апеш-ага. Представляюсь, набираю мобильный номер Алтынбека Ахметова, передаю трубку дедушке. Через несколько секунд его щеки становятся мокрыми от слез...
- В октябре прошлого года сын уехал на своем КамАЗе в соседнее село - помогать на уборке урожая, - вспоминает Апеш-ага. - Сноха вытащила на улицу все свои вещи, залила их бензином, сожгла, потом схватила детей и уехала вместе со своей сестрой-двойняшкой, которая приезжала к ней погостить из Америки. Я один был, не мог им помешать. Да и не ожидал, что она исчезнет... Мы и в полицию заявляли, в наш районный суд хотели заявление написать - чтобы детей вернули отцу. Я сам по внукам сильно скучаю! Но в суде заявление не приняли, сказали, что сначала нужно найти сноху. Сына вызывали в школу, хотели лишить его родительских прав за то, что дети не ходят на уроки. Но он же не знает, где их искать...
В разгар нашей беседы из дома выглядывает молоденькая девушка - Гаухартас.
- Тебя звали в Турцию? - спрашиваю ее.
- А что, Ханат в Турции? - удивляется та в ответ. - Сначала мы думали, что они с сестрой уехали в Алматы. Потом она на своей страничке в соцсетях написала, что находится в Америке. Мы очень удивились: как Ханат туда могла попасть - виза же нужна!
Гаухартас рассказала: она с младенчества воспитывалась у бабушки и дедушки, их считает родителями, а родного отца называет братом. О Ханат говорит как о чужой:
- Она стала требовать, чтобы ее отпустили в гости к родителям в Монголию. Семья посоветовалась и попросила подождать - ездила же недавно, и родители сами к нам в гости приезжали. К тому же маленькой Фаризе было всего несколько месяцев. Ханат обиделась... А я с ней из Казахстана никуда бы не уехала - ни в Монголию, ни в Турцию, ни в Америку. Учусь в Назарбаев Интеллектуальной школе, этой зимой меня посылали в Южную Корею - совершенствовать язык.
Меня долго не отпускали из этого дома: спрашивали, что же им теперь делать, можно ли как-то вернуть детей, ведь они - граждане Казахстана (двое младших вообще родились в Мичурино).
Я в ответ пообещала получить разъяснения в МИД РК.
Вчера во второй половине дня удалось дозвониться в казахстанский форин-офис. Как выяснилось, там не в курсе этой удивительной истории. Руководитель пресс-службы внешнеполитического ведомства Ануар ЖАЙНАКОВ заявил: задача дипломатов - помощь соотечественникам, попавшим за рубежом в трудную ситуацию. Если граждан Казахстана в чужой стране все устраивает, они не вправе вмешиваться. Родственникам Ханат, желающим вернуть на родину детей, г-н Жайнаков посоветовал обратиться в правоохранительные органы.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

От редакции Мы будем следить за развитием этой истории.

Поделиться
Класснуть

Свежее