2224

Облигация или Аблигация?

Как наш корреспондент отправился диктант писать

Солнечный субботний день я провела... за партой. Честно говоря, это был не совсем добровольный выбор, а редакционное задание: меня отправили участвовать в акции “Тотальный диктант”. Но рядом со мной старательно корпели над листочками десятки добровольцев, кто по собственному желанию пришел проверить свое знание русского языка.
“Тотальный диктант” пишут в один день на всех шести континентах планеты. Это ежегодная международная образовательная акция, направленная на улучшение грамотности и повышение интереса к русскому языку. В этом году акция проходит в тринадцатый раз, диктант по русскому языку проводится на 2185 площадках (это почти в два раза больше, чем в 2015-м) в 732 населенных пунктах по всему миру. Казахстан участвует в акции второй раз. Диктант у нас писали жители девяти городов (как и в Китае). В нем приняли участие более 1000 казахстанцев, в два раза больше, чем в прошлом году.
Рядом со мной в аудитории оказались самые разные люди: компания стройных девушек в полицейской форме, любо­знательный молодой человек одиннадцати лет, которому зубодробительный текст был явно не по силам, энергичные пенсионерки, хихикающие студенты, солидные мужчины, молодежь всех сортов и калибров. Беглого взгляда вокруг было достаточно, чтобы перестать ощущать себя эдаким Винни-Пухом, у которого правильнописание хорошее, но не­много хромает. Дело в том, что в вопросах орфо­графии и особенно пунктуации я настоящая кара небесная для редакции. Мне и таблички на стену вывешивали, и замечания делали, и совсем нетолерант­но упрекали в незнании родного языка. Один из шефов в ярости учил: “Ставь запятые через каждые два пальца, а не через три!” Я и касить пыталась под голливудских звезд, утверждая, что у меня дислексия (они часто списывают на это загадочное заболевание свои огрехи в письме), и в блондинку перекрасилась, и потрясала дипломом музыканта. Объясняла, что если все журналисты будут идеально расставлять запятые, то без работы останутся наши уважаемые корректоры... Однажды я умуд­рилась сделать ошибку в собственной фамилии.
Для газеты чистота языка - это некое светилище, китайская стена, отделяющая написанное на бумаге Слово от блогерских ни к чему не обязывающих излияний. Да и сама газета ранжируется в зависимости от слова, с которым работает. Еще один редактор учил меня: “Есть издания, в которых напишут “член”, есть желтая пресса, где могут употребить что угодно. А у нас только “пенис”. Чувствуешь разницу?” Разницу всегда хорошо ощущала, а вот с запятыми вечная засада. Поэтому на диктант я шла, как на Голгофу. Первое прочтение текста повергло в ступор. Тут тебе и Евфрат, и письмо по-древне­египетски, и глинянные таблички, и предложения в шесть строчек с заковыристыми пунктуационными ловушками. Где-то так: “А между тем народ в Месопотамии уже вовсю пользовался клиньями: юноши подбивали клинья под девушек (так они за ними ухаживали); мечи и ножи, выкованные из дамасской стали, имели клиновидную форму; даже журавли в небе и те летали клином”. Наш диктатор, а именно так называют чтецов “Тотального диктанта”, профессиональный преподаватель-лингвист, вздыхала и интонацией намекала на подводные камни.
Кстати, все желающие могли дома, не отходя от мониторов компьютеров, написать этот диктант в специальной форме на сайте www.totaldict.ru, где не активированы функции подчеркивания компьютером ошибок. Как онлайн-текст, так и написанный от руки листик проверяються и оцениваются. Пятерка допускает наличие лишь одной ошибки, четверка - до четырех орфографических или пунктуционных ошибок. Все работы, в которых больше десяти огрехов, не оцениваются. Статистика двоечников и троечников не ведется. Это политика “Тотального диктанта” - аплодировать только отличникам и ударникам. Считается, что остальным важна не оценка, а возможность понять свои ошибки. Для этого уже после окончания диктанта можно получить свою работу, свериться с текстом на сайте “Тотального диктанта” и принять участие в работе над ошибками, во время которой будут разобраны и проанализированы самые типичные случаи.
- На самом деле, как показывает статистика, - рассказывает один из организаторов диктанта в Алматы Данияр САБИТОВ, - отличниками становятся примерно два человека из ста участников “Тотального диктанта”. Это соотношение практически неизменное. Так, в Алматы из 319 участников шестеро написали диктант на пять. Особенно нас порадовала Уля КУШЕРБАЕВА, которая повторила свой прошлогодний результат, получив опять пятерку!
Председатель комиссии Анна БУЗЕЛО отметила хороший почерк участников - видимо, одиннадцать лет усиленной практики письма в школе закладывают хорошую основу. Некоторые работы алматинцев будут опубликованы на сайте как раз благодаря своей каллиграфичности. Что касается ошибок, то, по мнению экспертов, они вполне обычные. Удивило лишь, что многие казахстанские участники перепутали “мячи” с “мечами”, хотя по контексту было понятно, о чем идет речь. Слово “вовсе” многие написали раздельно. А в Павлодаре обнаружилось четыре варианта правописания слова “вкратце”.
Кстати, я по части пунктуации сделала шесть ошибок, зато в орфографии у меня только один косяк.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Проверьте себя!
Если вы заметили в этой статье ошибки, не спешите винить автора. Здесь специально допущено 5 ляпов. Проверьте свою грамотность, найдите ошибки - ответы для проверки смотрите внизу страницы.

 

 


Правильно: “косить”, “святилище”, “глиняные”, “проверяются”, “пунктуационных”.

Поделиться
Класснуть