13105

Птица большого перелёта

Роберт ШУМАХЕР и Серик Ахметов вместе запустили не один проект. И вместе оказались в одном уголовном деле...

Фигурант дела Серика АХМЕТОВА вывел из казахстанской компании миллиард тенге и спрятался от следствия в Германии

Громкий скандал разгорается в одном из крупнейших строительных холдингов страны: в начале июня информационные агентства передали новость о том, что один из соучредителей ТОО “КазГерСтрой” облегчил счета предприятия на миллионы тенге! Досудебную проверку по данному факту проводит служба экономических расследований департамента государственных доходов Астаны, а в качестве подозреваемого фигурирует 72-летний гражданин Германии Роберт ШУМАХЕР, не последний человек в строительном бизнесе Казахстана. Так что же на самом деле случилось в крупной компании, если дело дошло до правоохранительных органов? Об этом газете “Время” рассказал другой совладелец ТОО “КазГерСтрой” Данияр ТЛЕУ­БЕРГЕНОВ (на снимке).

“КазГерСтрой” - один из лидеров своей отрас­ли. Полторы тысячи рабочих, собственное производство бетона, асфальта и щебня, строительство дорог на миллиарды тенге. Причем каждый год растут объемы и, соответственно, доходы.
- Предприятие было образовано в 2004 году и совсем недавно отметило 10-летний юбилей, - говорит совладелец компании Данияр Тлеу­бергенов. - Хочу подчеркнуть, что Роберт Шумахер работал в “КазГерСтрое” с момента основания. Он в свое время жил и трудился в Казахстане, а в конце восьмидесятых уехал на ПМЖ в Германию. Там он тоже занимался строительством дорог, вышел на пенсию. Ему сделали предложение вернуться в Казахстан, чтобы передавать свои опыт и знания сотрудникам новой фирмы. Он был назначен генеральным директором и фактически единолично управлял компанией, а совладельцы товарищества ему полностью доверяли.
“КазГерСтрой” рос, как и другие казахстанские компании, благодаря подъему в экономике. С увеличением объемов государственного заказа у компании вырос штат сотрудников, а доходы устремились вверх. Но этому способствовали не какие-то выдающиеся организаторские способности Шумахера, а общая тенденция на рынке.
- В 2012 году финансовая полиция расследовала уголовное дело в отношении чиновников Министерства транспорта и коммуникаций, - вспоминает Данияр Тлеубергенов. - И тогда в поле зрения правоохранительных органов попал наш партнер Роберт Яковлевич. У следователей появились вопросы к нему, и его задержали на несколько часов в стенах финансовой полиции. Несмотря на то что на пересечение границы стояло ограничение, Шумахер каким-то образом покинул Казахстан и уехал к себе домой. И компания фактически осталась без руководителя, мы были вынуждены искать людей, которые смогли бы управлять огромным холдингом. Соответственно, начали разбираться, с чем может быть связан интерес финансовой полиции - провели внутренний аудит, внимательно изучили всю документацию.
Именно тогда у совладельцев предприятия возникли первые вопросы к партнеру.
- Компания работала успешно, но были моменты, которые вызывали, скажем так, удивление, - объясняет Данияр Тлеубергенов. - Например, выяснилось, что ежегодно “КазГерСтрой” тратил миллиард тенге на ремонт техники. По курсу того времени это более 6 миллионов долларов. Да на эти деньги можно было ежегодно обновлять часть автопарка! Еще один момент - наша дочерняя фирма с подачи Шумахера заключила кабальный договор о лизинге спецтехники на 10 миллионов евро. Также холдинг оказался перекредитован - нам Роберт Яковлевич говорил, что вкладывает дивиденды в капитализацию, а на самом деле брал новые кредиты. В итоге мы оказались должны банкам около 4 миллиардов тенге. К слову, сейчас уже закрыли две трети этой суммы.
Отдохнув на исторической родине больше года и получив информацию, что уголовное дело в отношении чиновников Министерства транспорта и коммуникаций прекращено, Шумахер вернулся в Казахстан. Но вновь оказался в орбите внимания правоохранительных органов, тем самым еще раз подпортив имидж компании.
На этот раз к нему возникли вопросы по громкому делу бывшего премьер-министра Серика АХМЕТОВА. “КазГерСтрой” выиграл тендер на строительство объектов инфраструктуры индустриального парка Караганды стоимостью более 16 миллиардов тенге. Заказчиком выступило ТОО “Индустриальный парк “Металлургия - Металлообработка”, комбинации вокруг которого и легли в основу расследования. И вот что интерес­но: директор ИПММ Анатолий ЕССЕ попросил Роберта Яковлевича о небольшой услуге - занять на короткое время миллион долларов…
- Господин Шумахер перечис­лил нужную сумму некой фирме, которая якобы оформила заем, - говорит Данияр Тлеубергенов. - А вот в правоохранительных органах рассматривалась версия, что это был так называемый откат. Впоследствии только треть суммы вернули на предприятие. А Роберт Яковлевич, как и в первом случае, просто покинул страну и вернулся только через год. Фактически последние три года он предприятием не руководил, потому что прятался от правоохранительных органов за рубежом. Насколько нам известно, и у осужденных по делу Ахметова имеется несколько вопросов к Шумахеру, которые они готовы задать в письменном виде.
В конце 2015 года, когда экс-премьер и его соратники были этапированы, Шумахер снова вернулся в Астану. И тут совладельцы “КазГерСтроя” начали задавать ему неудобные вопросы о других странных транзакциях, выявленных при аудиторской проверке компании. Выяснилось, например, что гражданин Германии вывел из “КазГерСтроя” миллионы тенге. Поскольку он руководил предприятием, в бухгалтерии исполняли его приказы беспрекословно. Вот так потихоньку он забирал по 50-100 миллионов тенге наличными и увозил их куда-то. Накопилась изрядная сумма - почти миллиард! И было это еще в то время, когда за доллар давали 150 тенге.
- Подобные операции имели право осуществляться только с письменного разрешения совладельцев компании, - объясняет Данияр Тлеубергенов. - Я эти счета в глаза не видел, ничего не подписывал. В итоге Роберт Яковлевич признал, что действительно получал деньги без разрешения совладельца компании, пообещал вернуть эти средства, но не спешил выполнять обе­щания на протяжении нескольких лет! Мы были вынуждены обратиться в правоохранительные органы с заявлением. На основе данного заявления начато расследование по факту присвоения или растраты чужого вверенного имущества или легализации денежных средств, добытых преступным путем.
После этого господин Шумахер, как и в других сложных ситуациях, попытался покинуть страну, но в этот раз его не выпустили, поскольку был установлен запрет службой экономических расследований.
- Что интересно, позднее он заявил, что якобы сотрудники компании сняли его с рейса, - удивляется Данияр Тлеубергенов. - Но это неправда. На самом деле он поехал в аэропорт в сопровождении своих доверенных лиц ЕСМАГАМБЕТОВА, СВЕЧНИКОВА и ВЫШЕГОРОДЦЕВА. И туда же позвал моего представителя, чтобы дать поручение о совместном взаимодействии. То, что сам Шумахер пригласил моего представителя в аэропорт, можно легко проверить через операторов сотовой связи. И он ведь не отрицает, что действительно выводил деньги из компании. Например, в департаменте госдоходов во время допроса он дал письменное обещание вернуть деньги компании, но не сделал этого. И по сей день ни письменное, ни устное обещание им не выполнено.
В итоге 72-летний руководитель холдинга в очередной раз улетел домой в Германию. Прослеживается некая закономерность: как только в Казахстане начинаются трудности, Шумахер тут же покидает страну. Так было и в 80-е годы, и после дела Минтранс­кома, и во время следствия по делу Серика Ахметова. Вот сейчас, вернувшись в родные пенаты, он инициировал ряд судебных разбирательств со своими казахстанскими партнерами.
- Мы обсуждали разные варианты возвращения средств компании, - говорит совладелец “КазГерСтроя” Тлеубергенов. - Но я хочу подчеркнуть: Роберт Шумахер по-прежнему является законным владельцем доли в компании. И нам непонятен тот поток информации, который идет: дескать, у иностранного инвестора отбирают фирму, лишают его законной собственности и так далее. Все это неправда. При этом за границей господин Шумахер ведет переговоры с крупными компаниями, предлагая купить “КазГерСтрой”, представляется им единственным владельцем, обсуж­дает детали. Все это очень удивляет. Господин Шумахер не был инвестором, в компанию он вложил свои знания и опыт, но никакого инвестирования в Казахстан с его стороны и его так называемого партнера Йохана ЛИКСА не было. Эти данные легко проверить, отправив запрос в финансовые органы Казахстана. А вот в направлении Германии, наоборот, деньги уходили. Получается, он инвестировал из Казахстана в Германию.
- На юбилей холдинга наши сотрудники выезжали в Мюнхен, и сын Шумахера Олег Робертович показывал им город: вот это мой отель, вот это моя сеть пиццерий, - вспоминает Данияр Тлеубергенов. - На какие средства это все приобретено? В Казахстан Шумахер вернулся без денег, был простым немецким пенсионером, а сейчас крупный бизнесмен. Пусть так и будет - никто не против. У нас сегодня одна цель - это не ущемление чьих-либо прав, а возврат средств, выведенных из компании без разрешения ее учредителей.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото из архива ТОО “КазГерСтрой”, Алматы

Поделиться
Класснуть