⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Учебный пролёт

Михаил КОЗАЧКОВ

Известная летчица Казахстана Тоты АМИРОВА хотела получить высшее образование, но почему-то ограничилась дипломом колледжа

Минувшим летом малую авиацию Казахстана словно прокляли. Только за один месяц произошло сразу несколько происшествий, в результате которых погибли люди. Складывается впечатление, что все авиакатастрофы не просто стечение обстоятельств, а результат недостаточного контроля со стороны государственных органов. Конечно же, все ждали, как на случившееся отреагирует новое руководство комитета гражданской авиации, где в начале лета Бекена СЕЙДАХМЕТОВА сменил его заместитель Талгат ЛАСТАЕВ. И реакция последовала мгновенно.

В этом году комитет гражданской авиации стал работать с применением новых технологий: у ведомства появилась страничка в соц­сетях, также весьма активно ведет себя в Фейсбуке главный государственный инспектор, и.о. заместителя председателя КГА Тоты Амирова - та самая женщина-пилот, что первой в Казахстане села за штурвал “Боинга”. Больше других от этого выиграли журналисты: теперь им не надо гоняться за комментариями - комитет дает официальную информацию, а госпожа Амирова может от себя добавить пару-тройку эмоциональных строк.

Вот лишь несколько примеров. Над свадебным кортежем в Шымкенте летает вертолет - Тоты Амирова защищает летчика. “За понты у нас наказания нет” - так цитируют СМИ ее пост из соцсетей.
Падает Як-12 в Панфиловском районе, а руководитель КГА недовольна. “Столько людей стоят, наблюдают и снимают, как горит самолет с двумя людьми, - пишет она на своей странице. - Могли бы с помощью лопат затушить пожар и спасти людей!”
25 августа разбивается еще один самолет в Алматинской области, что тоже не проходит мимо авиаблогера: “Командир воздушного судна Анатолий Меньшиков погиб, он был одним из самых опытных пилотов в малой авиации, и это подтвердит любой летчик, кто его знает”.
Лейтмотив практически всегда одинаковый: самолеты падают, летчиков жалко, будем разбираться в причинах. Помимо этого новый государственный инспектор на одном из недавних совещаний пригрозила всем авиакомпаниям сразу: дескать, мы знаем, что вы скрываете происшествия, но до всех доберемся. Особое отношение со стороны и.о. зампреда КГА уже ощутили на себе топ-менеджеры “Казак Эйр” - чиновница отчитывала их как школьников.
Но все же самое большое негодование у второго человека в КГА вызвала трагедия учебного самолета со студентом Академии гражданской авиации. Тоты Амирова сразу же, не дожидаясь окончания расследования, сделала выводы и нашла виновных, о чем тут же написала большой пост. “Академия гражданской авиации относится к Министерству образования! - подчеркивает чиновница. - Тренировки проходят рядом с населенными пунктами, к тому же горный аэродром. Руководит академией не пилот. Приглашаются иностранные инструкторы, которые вряд ли знают местные метеоусловия, хотя у нас имеются пилоты, которые даже могут выполнять фигуры высшего пилотажа и которые раньше учили наших курсантов. Заключаются договоры с летными учебными центрами Литвы, Финляндии и т. д., хотя лучшими центрами по обучению и развитию в области авиации являются Голландия, Германия, Британия. И так далее…”

Одним словом, вывод простой: будущих пилотов в академии учат не так и не те. Хотя все прекрасно знают, что ректору и не надо быть летчиком. В академии есть летчик-проректор, к тому же учебный центр возглавляет действующий пилот.
И ладно, если бы столь эмоциональное заявление сделала просто известная летчица. Но в данном случае Тоты Амирова выступает как государственный служащий. И она точно знает, что только после окончания расследования можно сказать наверняка, что именно стало причиной авиакатастрофы. Но и.о. заместителя председателя КГА не ограничилась одним громким заявлением: 28 августа ее личным решением было приостановлено действие сертификата учебного центра Академии гражданской авиации, запрещены все полеты, в том числе тренажерное и теоретическое обучение. И снова хочется подчеркнуть - эти меры были приняты еще в процессе расследования специальной межгосударственной комиссии Министерства по инвестициям и развитию. А поводом для приостановления сертификата стало якобы непредоставление информации о составе инструкторов учебного центра. И не важно, какова в итоге причина авиакатастрофы Tecnam 2002 - летать нельзя, тренажеры включать нельзя, теорию преподавать запрещено.
Может быть, в этом решении есть здравое зерно - пока нет понимания, из-за чего упал самолет, следует поостеречься. Но почему-то запрет на полеты получил только учебный центр академии! В КГА не принимали решений об ограничениях в отношении компаний “КазАвиа” или “Евразия-Эйр”, которые выполняют коммерческие полеты, хотя их техника тоже уничтожена. Да и частники на своих “кукурузниках” как летали, так и летают - никто им заслоны не ставил, несмотря на авиакатастрофу с самолетом в Балхашском районе. Получается, в комитете гражданской авиации придерживаются двойных стандартов?
Еще более удивительно, что Тоты Амирова сама училась в той самой академии, которой сейчас соз­дала столько проблем. Быть может, поэтому она и не считает профессионалами нынешних руководителей вуза. Но в то время, почти 20 лет назад, учебным заведением руководили совсем другие люди.
Есть и другое предположение: может быть, будущего зампредседателя КГА чем-то обидели в академии, вот она сейчас и сводит счеты?
Мы решили выяснить, а как, собственно, училась будущая чиновница. Судя по ее карьере, госпожа Амирова была лучшей студенткой своего курса. Но оказалось, что все немного не так. Это подтвердили документы, оказавшиеся в распоряжении редакции.
Итак, Тоты Амирова 24 сентября 1998 года была зачислена на первый курс дневного отделения инженерного факультета, чтобы получить высшее образование по специальности “эксплуатация воздушного судна”. Ее курс рассчитан на четыре года, а после его окончания каждый студент становится дипломированным специалистом. Но вот что странно - прием абитуриентов осуществляется до 31 августа, то есть до начала учебного года. Однако в отношении нашей героини почему-то было сделано исключение.
Идем дальше. Уже через месяц, то есть 26 октября, студентка Амирова была принята на полный рабочий день методистом… в Академию гражданской авиации. В декабре совсем еще юная Тоты перевелась лаборантом на кафедру. То есть будущий пилот “Боинга” училась летать, не отрываясь от работы: весь день проводила на кафедре, но при этом успевала получать знания и практику.
Но и на этом странности не заканчиваются. В мае 2000-го, то есть через два года после начала обучения, Амирова получает допуск к сдаче государственных экзаменов и успешно проходит все испытания. В результате ей вручают диплом об окончании… колледжа! Получается, поступала будущая летчица в академию для получения высшего образования, а получила в итоге среднее специальное! Это все равно, если бы студентка пошла в медицинский вуз, чтобы стать хирургом, но через два года вдруг выпустилась медсестрой. Работать в больнице можно, а вот оперировать - вряд ли.
Однако даже диплома о среднем специальном образовании Амировой хватило, чтобы получить квалификацию пилота и через короткое время оказаться за штурвалом самолета. Дальше - больше: учеба за рубежом, “Боинг”, национальный авиаперевозчик и наконец высокая должность в комитете гражданской авиации.
Однако не будем забывать: карьера женщины-пилота началась с весьма неоднозначной учебы в Академии гражданской авиации. Ведь дело не в том, какой орган выдал диплом - сама академия или колледж при ней. Просто программы обучения в вузе и колледже не совпадают: разный набор предметов, другой объем дисциплин, учебных часов и так далее. Не случайно ведь высшее образование получают в течение четырех лет, а для среднего специального хватает и двух.
Можно ли считать такой диплом законным и соответствующим нормам казахстанского образования? Ответ на этот вопрос может дать только специальная проверка. По-хорошему ее надо было проводить до того, как госпожа Амирова стала исполнять обязанности заместителя председателя КГА без высшего казахстанского образования. Однако и сейчас не поздно поднять архив академии, чтобы понять, как в лихие девяностые будущие руководители нашей авиации получали дипломы. Ведь мы все, в том числе и Тоты Амирова, заинтересованы в том, чтобы в гражданской авиации работали настоящие профессионалы, а не кто попало.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

P.S. Как стало известно нашей редакции, расследование авиакатастрофы самолета Tecnam 2002 завершено, отчет о проделанной работе уже передан в Министерство по инвестициям и развитию. Причиной крушения лайнера назван погодный феномен - самолет потерял управление из-за резкого порыва ветра. 

Хроника последних авиакатастроф
27 июля в Панфиловском районе Алматинской области разбился Як-12, проводивший химическую обработку полей. Погибли пилот и пассажир.
10 августа во время учебного полета в пригороде Алматы упал Tecnam 2002, эксплуатируемый учебным центром Академии гражданской авиации. Погибли инструктор и студент академии.
25 августа в Балхашском районе Алматинской области потерпел авиакатастрофу двухместный МAULE М-7-260С, владельцем которого является частная фирма “Олжас Бастау”. Пилот погиб, пассажир остался жив.
31 августа в Актюбинской области совершил жесткую посадку вертолет Ми-8, принадлежащий компании “Евразия-Эйр”. Пострадавшие доставлены в больницу, вертолет полностью разрушен.


Загрузка...
Комментарии 16
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти с помощью:
Время или Зарегистрироваться
kapec
14 сентября 2017, 10:02
Vam nado vzyat interview u Toty i sprosit za chto ee vygonyali so vsex aviakompaniy. Seichas ona naehala na qazaq air. Pochemu? Mozhet byt ee ne vzyali tuda na rabotu?
Ссылка
Kusha
14 сентября 2017, 12:38
Я не думаю, что она грамотный специалист и управленец-аналитик в сфере авиации. Недавно она дала некорректный анализ по свадебному сопровождению вертолета. Когда была трагедия со студентами начала критиковать руководства Академии гражданской авиации, что он не пилот. Но на данный момент КГА управляет не пилот. Между прочим Генеральным секретарем ИКАО является юрист Лю ФАН. Во многих авиационных к
Ссылка
Kusha
14 сентября 2017, 12:39
Во многих авиационных компаниях Европы управляет как технари так и менеджеры. Можете посмотреть на их сайтах. А теперь выясняется, что с образованием у нее не все порядке. Мне кажется, что она большая любительница пиара.
Ссылка
Murat123
14 сентября 2017, 13:15
Есть законодательные нормы которые нельзя нарушать. Как она может принять такие меры при незаконченной работе специальной межгосударственной комиссия МИР РК. Определенным надзорным органам надо принять меры по отношению к госпоже Амировой. Пускай обосновывает и отвечает перед законом свои управленческие методы в новой должности.
Ссылка
LeoZak
14 сентября 2017, 10:04
Это что же получается - у человека не понятно как выданное пилотское, а она еще всех критикует!
Ссылка
mannn
14 сентября 2017, 12:10
говорят, как она встала на новую должность в КГА, начали требовать авиационное образование у сотрудников отдела кадров и бухгалтеров. Теперь придется проверить и ее образование.
Ссылка
LeoZak
14 сентября 2017, 10:12
Кто сам врёт - другим не верит!Соответственно, кто всех обвиняет и подозревает, тот сам не чист на руку…Вот так и получается
Ссылка
Colloquium
14 сентября 2017, 10:56
Вот лицо нашей авиации, куда катимся?
Ссылка
Santi
14 сентября 2017, 11:04
Я получал пилотское в 2003 году, пилотское тогда выдавали на основании диплома колледжа или ВУЗа по специальности "пилот". ОЧевидно, что на основании этого диплома она и получила пилотское. Так что же получается, если в этом дипломе черт ногу сломит значит и пилотское выдано незаконно? Это что же получается, всёё это время эта женщина возила нас с незаконным плотским??!!! Это ужас!
Ссылка
sitizen
14 сентября 2017, 11:15
ГОСПОДА!! О чем вы говорите!! Я действующий пилот, не могу называть свое имя по определенным причинам, но многие знают, что эта женщина виртуальный пилот летала всегда на левом кресле и справа сидел либо опытный командир, либо инструктор. А про ее случай, когда она выкатилась с полосы в Актобе - мало кто знает, потому что замяли! И сейчас такие люди становятся у руля наших авиационных властей.
Ссылка
gkt@nur.kz
16 сентября 2017, 10:50
Охренеть,если это правда
Ссылка
schagatei
14 сентября 2017, 14:10
Да действительно странно! Блатная какая то! Раньше пилоту окончившему среднее летное училище ГА светило лишь летать на АН 2. и то надо было налетать часы.А это как минимум года 3. Затем переучиться на АН 24. А уж сесть за штурвал красавца ревктивного ЯК40 .надо было потрудиться.Дальше шли ИЛ62.Ту 154,Ту 134.Як 42 Ил 86 .На эти машины надо было кончать академию.То есть иметь высшее образование.
Ссылка
schagatei
14 сентября 2017, 14:18
То есть пилот на каждую свою ступень должен был иметь налет часов,хороший опыт и садиться каждый раз в процессе роста из кресла второго пилота в командирское.Высшее летное училищеГА вСССР было у нас в Актюбинске . А тут такая карьера.Сразу на боинг Она что вундеркинд ?Скорей всего глядя на наших молодых скороспелок министров РК у нее хорошая мохнатая рука. Кто то из родственников БОСС.
Ссылка
schagatei
14 сентября 2017, 14:30
Да и что далеко ходить то .Копните наша правительство. Там любой начальник,любой министр родственник больших людей. Скорей всего кто то из жировиков решил прибрать академию.А она возвращает долги своему клану.Там ведь в академии тоже не дураки.Кого попало на летную работу тем более инструктором не возьмут.Мы привыкли к этим кланам в других отраслях и не обращали внимания на авиацию.Тамсвоя империя
Ссылка
Битум
15 сентября 2017, 08:26
Сразу видно, что комменты пишут одни и те же люди...
Ссылка
Igor1958
20 сентября 2017, 20:59
На счет кортеджа коментарии были даны более чем нормальные! Нарушений при выполнении данного полета не было! Автор статьи не прсто не разбирается в авиации, а просто не понимает о чем он пишет! Самолет мауле имеет четыре посадочных места плюс пилот, и не когда не был двухместным! А Амирова хороший пилот и грамотный руководитель!
Ссылка
Астропрогноз
с 21 по 27 сентября

Золотые слова

«- У меня сплошные эмоции, которые не всегда можно сказать. »

Владимир БОЖКО, вице-спикер мажилиса:
Сказано в ответ на критику его предложения ограничить въезд сельской молодежи в города.
Вопрос на засыпку

Улучшится ли транспортная ситуация в Алматы, если жители города начнут массово пересаживаться на велосипеды?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева

Прямой эфирКомментарии
 
Новости партнеров