2116

Чьи риски, того и выгода

Продажа земельных участков, строительство жилья, формирование продовольственного стабфонда и покупка туалетов для городского дендропарка - многочисленные нарушения выявила антикоррупционная служба, анализируя деятельность социально-предпринимательской корпорации Shymkent.

Чьи риски, того и выгода

Продажа земельных участков без проведения торгов и аукционов в СПК Shymkent уже вошла в практику, сделав исключительные случаи нормой.

- С 2019 по 2021 год акимат Шымкента передал в СПК 70 земельных участков общей площадью более 200 га кадастровой стоимостью 2 млрд тенге, - сообщил главный специалист департамента по противодействию коррупции Шымкента Жани КАМБАР. - Из этих 70 участков субъектам предпринимательства продано 29 общей площадью 36,7 га на сумму 5,89 млрд тенге. Деньги, вырученные от продажи земли, в бюджет города не поступали.

СПК рассчиталась с акиматом ценными бумагами, передав 1 млн акций стоимостью тысяча тенге каждая - в общей сумме 1 млрд тенге. Тогда как инвесторы, напомним, за эти участки заплатили корпорации почти ­6 млрд тенге.

Отвечая на редакционный запрос, в СПК Shymkent пояснили, что продажа земельных участков шла исключительно для “реализации различных совместных инвестиционных проектов, таких как строительство многоквартирных жилых комплексов, обще­образовательных школ и т. д.”.

29 участков, по данным СПК, предоставлено для 19 проектов. 11 из них - это строительство жилья, шесть - школ, два - коммерческих объектов. Остальные земельные участки по-прежнему в собственности СПК.

“Земельные участки предоставлены в счет оплаты акций, держателем которых является государство, - разъясняют в СПК. - Дивиденды выплачиваются акимату за счет средств, поступивших в том числе от реализации проектов на земельных участках”. Речь, по-видимому, о том самом миллиарде тенге.

О том, как распоряжаются земельными участками в СПК Shymkent, наша газета писала уже не раз. В одном случае участок для строительства современной клиники для лечения суставов так и не смог получить известный в Шымкенте врач-ревматолог Чокан БАЙМУХАМЕДОВ. В 2020 году подходящий для клиники участок вроде бы и был найден, но доктора возмутило то, что СПК за право аренды на 5 лет он должен был заплатить 11 млн тенге, тогда как сама корпорация в бюджет города - всего 637 тысяч тенге, что равно 10 процентам от кадастровой стоимости (см. “СПК: слишком предприимчивые корпорации”, “Время” от 2.9.2021 г.). Еще один факт сегодня рассматривается в апелляционной инстанции городского суда Шымкента (см. “Земля раздора”, “Время” от 19.5.2022 г.). Под частную поликлинику акимат Шымкента совместно с СПК умуд­рился отдать действующий стадион в жилом массиве “Кызылжар”. Та же участь постигла и шымкентский ипподром, отданный под строительство ЖК.

К слову, на такую кипучую деятельность региональных СПК по раздаче земель обратил внимание комитет по управлению земельными ресурсами (КУЗР) Минсельхоза. Удостоверившись, что разбазаривается государственное имущество, КУЗР предложил исключить из Земельного кодекса право внеконкурсного получения земли СПК. Сейчас поправка на рассмот­рении в парламенте.

Непрозрачной назвали в антикоре и продажу квартир в высотках, построенных на тех участках, что выделила инвестору СПК. И это мягко сказано.

- В 2019-2021 годах было построено 46 домов, состоящих из 2309 квартир, - по­яснил Жани Камбар. - Построенное за счет бюджетных средств жилье нередко продается обратно в акимат. Так в 2021-м управлению жилья Шымкента продали 481 квартиру на общую сумму 8,5 млрд тенге, гражданам - 804 квартиры на сумму 12,5 млрд тенге, различным компаниям - 432 квартиры на сумму 5,1 млрд тенге. Покупателей нередко приводят посредники, которые оказывают СПК платные услуги по продаже квартир. Только в августе 2020 года ­риелторы таким образом заработали более 4 млн тенге.

Выявлены антикором и факты продажи 19 квартир действующим и бывшим работникам корпорации, а также их близким родственникам.

Между тем в мае этого года в Каратау­ском районном суде Шымкента к трем годам лишения свободы за факты продажи квартир по заниженной стоимости был приговорен бывший руководитель управления финансов Шымкента Кенжебек ЖАНБОСЫНОВ, обвиненный в злоупотреб­лении должностными полномочиями. Согласно материалам дела, в конце 2019 года Жанбосынов, будучи членом совета директоров СПК Shymkent, проголосовал за реализацию квартир в девяти новостройках. При этом на строительство домов из 518 квартир было затрачено 4,8 млрд тенге, а проданы они были за 3,7 млрд тенге. Ущерб составил 1 млрд 118 млн тенге. Подсудимый своей вины не признал, заявив, что решение о заниженной стоимости продажи квартир принималось коллегиально с учетом сложившейся на тот момент ситуации. Трудно представить такую ситуацию в мегаполисе, где стоимость жилья растет из года в год.

Еще одним коррупционным риском борцы с коррупцией назвали факты неэффективной траты средств корпоративного фонда социального развития “Шымкент - қайырымды қала” (“Шымкент - добродетельный город”). Фонд был учрежден решением правления СПК в январе 2020 года “для оказания помощи социально уязвимым категориям граждан, поддержки бизнес-инициатив, а также финансирования бизнес-проектов”. За два года на его счета шымкентские толстосумы перечислили более 1 млрд тенге, 81 млн тенге внесла корпорация.

Деньги поступали в фонд в разгар пандемии с благородным призывом устранения последствий кризиса и финансирования социальных проектов. Сложно представить, как эти добродетельные цели соотносятся с покупкой пяти модульных туалетов для шымкентского дендропарка стоимостью 9 млн тенге каждый.

Как выяснилось, история с покупкой туа­летов началась в 2020 году. Руководство дендропарка объявило на сайте госзакупок о закупке семи уличных туалетов по цене 5,3 млн тенге каждый. В процесс вмешался антикор, посчитавший цену завышенной. Модульные сортиры повышенной комфорт­ности стоили в среднем 4,5 млн тенге. Закупка за бюджетные деньги была отменена. А вот на средства корпоративного фонда можно было ни в чем себе не отказывать и вдвое завысить цену. Что и было сделано.

В СПК Shymkent поспешили откреститься от скандальной покупки туалетов, подчеркнув, что корпоративный фонд все же является самостоятельным юридическим лицом и учредитель не имеет никаких прав на его имущество. И решение о тратах принимал попечительский совет фонда.

От трат при формировании стабилизационного фонда так не открес­тишься. За три года управление сельского хозяйства Шымкента и СПК заключили пять договоров о закупе услуг по формированию стабфонда на сумму более 5,7 млрд тенге.

Изучив закупки продовольствия, борцы с коррупцией пришли к выводу, что ни сам стабфонд, ни выданные товаропроизводителям и продавцам миллиардные займы на льготных условиях не способствовали стабилизации цен на социально значимые продукты. А некоторые сделки и вовсе явили собой аттракцион неслыханной щедрости... за счет бюджетных средств.

- Муку для стабфонда закупали восемь раз на общую сумму около 650 млн тенге, - комментирует Жани Камбар. - По одному из контрактов СПК сначала перечислила предпринимателю 420 млн тенге за товар, а уже через два дня ему же продала эту же муку уже за 360 млн тенге.

В СПК сослались на то, что действовали в рамках правил реализации механизмов стабилизации цен, которые и предусмат­ривают подобные товарные интервенции. “Закупленная по рыночной цене мука реализована по цене ниже рыночной с целью дальнейшего предоставления пекарням города”, - попытались объяснить эти факты в СПК.

Только на бюджетах шымкентских семей такая забота СПК за счет городской казны не отразилась.

Вскрыв столь вопиющие факты в деятельности СПК Shymkent, антикор пока ограничился лишь внесением 21 рекомендации по устранению нарушений. В СПК их клятвенно обещали исправить к сентябрю.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть