2798

За три года антикор выявил в сфере образования 343 коррупционных дела, фигурантами которых стали 255 лиц, из них 143 уже осуждены.

Воруют все!
Рисунок Игоря Кийко

Кто именно и на чем греет руки в сфере образования, рассказали в Агентстве по противодействию коррупции (АПК). Вполне предсказуемо, что чаще всего встают на кривую дорожку директора в сговоре с бухгалтерами, нередко подключаются руководители местных управлений образования. Именно такую крепкую компанию и выявили в Жетысуской области.

В нашумевшей на всю страну преступной сети, действовавшей два года, участвовали руководитель отдела образования, два бухгалтера оттуда же и 13 школьных счетоводов. Роли были распределены четко: бухгалтеры организованно выводили деньги из фонда оплаты труда, а руководитель городского отдела образования их покрывал. Естественно, не за спасибо: покровитель обогатился на 280 млн тенге. Основные же сливки снял главбух: при задержании было изъято около

1 млрд тенге, а также документы на недвижимость и ювелирка, потянувшая еще на 126 млн тенге. Общий ущерб от действий банды составил почти 4,5 млрд тенге, а нехитрая арифметика показала: дойди эти деньги до законных получателей - простых учителей, премия каждому из них составила бы 1 млн тенге!

Подобные схемы не новы в рес­публике, но активнее всего пилят бюджет в Алматы, Шымкенте, Актюбинской, Кызылординской и Алматинской областях.

Привел первый заместитель председателя АПК Дмитрий МАЛАХОВ и такой случай: в текущем году в Кызылординской области изобличены руководитель и главный бухгалтер отдела образования Жанакорганского района, а также бухгалтеры 12 школ. Они на протяжении трех лет расхищали местный фонд оплаты труда. Аудиторами уже подтверж­ден ущерб государству на сумму более 1 млрд тенге.

Учитывая системность подобных преступлений, антикор совместно с Министерством просвещения проана­лизировал коррупционные риски, благодаря чему была вскрыта и разложена по полочкам вся схема хищения госсредств: от этапа планирования до растраты и присвоения. Она чаще всего держится на бухгалтере.

Действуют обычно так: при формировании школами бюджетных заявок расходы на зарплату заведомо искусственно завышаются с целью дальнейших хищений. К примеру, при составлении спис­ков работников школ бухгалтеры добавляют пустые строки с отражением фиктивных сумм зарплат. Потом эти строки в электронных таблицах скрывают, а итоговая сумма остается.

Помимо этого бюджет раздувают за счет создания дутого вакантного фонда или увеличения стажа работы. Приличные деньги попадают в чужой карман и при начислении сумм, необходимых на больничные и декретные отпуска. И даже пририсованные годы стажа могут дать неплохой навар.

Завышение бюджета, понятное дело, образует значительный резерв. В последующем отдел образования распределяет эти деньги среди школ, участвующих в деле. Деньги попадают в фонд оплаты труда, а потом работнику начис­ляется зарплата намного больше, чем положено по должности. Таким способом бухгалтер одной из школ Алматы за последние четыре года перечислила себе и шести коллегам более 190 млн тенге!

Еще один излюбленный способ хищения прямо по Гоголю: в школы принимают и начисляют зарплаты мертвым душам, которыми зачастую выступают родственники руководителей. Так было в одной из школ Атырау: директором и его заместителем были приняты на работу и брат, и сват, всего шесть родственников. Не проработав в школе ни дня, родня получила зарплату в 23 млн тенге.

Впрочем, быть родственником директора необязательно, достаточно водить дружбу с щедрым бухгалтером. Именно такой, из отдела образования Бухар-Жырауского района Карагандинской области, с июня прошлого года перечислил 40 млн тенге семи своим знакомым, которые не были трудоустроены в школах, но значились в списках под фиктивными должностями. Всего антикоровцам удалось вычислить в стране 464 мертвых души.

По-крупному воруют и через карт-счета, указывая в платежках фамилию другого лица. Например, два школьных бухгалтера в Туркестанской области за полтора года перечислили на свои карточные счета 136 млн тенге. Бояться им было нечего: в органах казначейства, куда они направляли платежные документы, отсутствует система сопоставления данных человека с номером карт-счета, а потому хитроумные бухи указывали фамилии других работников своей школы…

По словам Малахова, все эти манипуляции стали возможны из-за отсутствия интеграции между школьными системами бухучета, Национальной образовательной базой данных и базой “Казначейство-клиент”. Тут важный момент: казначейство выполняет функции лишь оператора платежей, оно не уполномочено перепроверять сведения о работниках и начисленных суммах. При этом и у казначейства, и у комитета внутреннего госаудита отсутствует механизм управления рисками, когда бюджетному работнику перечисляются аномально высокие суммы, они их попросту не видят. Чем и воспользовался бухгалтер теперь уже из Актобе: с 2018 года он переводил себе в виде зарплаты суммы от 30 тысяч до 14 млн тенге, присвоив в общей сложности 390 млн тенге! Будь система прозрачной, хлопнуть воровайку можно было бы еще пять лет назад.

Есть вопросы у антикора и к органам внутреннего госаудита, и к ревизионным комиссиям: как же они так проводят проверки, которые ничего на местах не выявляют? Так случилось в той же области Жетысу: с 2020 года бухгалтеры отдела образования Алакольского района похитили почти 80 млн тенге, завышая себе зарплаты. А ведь в 2021-м этот отдел дважды (!) проверяли аудиторы ревизионной комиссии, а год назад он был подвергнут аудиту и со стороны департамента внутреннего госаудита.

Хотя, как именно проверяют, можно судить по примеру из Алматинской области: там на днях задержали аудитора ревизионной комиссии, который поставил пятерку школе, а взамен обогатился на 500 тысяч тенге.

Эксперты настаивают: причина такой вседозволенности кроется как в отсутствии автоматизации процессов планирования и освоения бюджетных средств, несовершенстве системы управления рисками, так и в дисбалансе в зарплатах бухгалтеров и педагогов. Устранить такие несовершенства - дело не одного дня, да и антикор один в поле не воин. Тут нужна консолидация усилий нескольких ведомств, что вкупе приведет к минимизации человеческого фактора при формировании бюджетных заявок и созданию единой системы ведения бухгалтерского учета.

Должна помочь и всемогущая цифровизация: биометрическая идентификация при входе в информсистемы и базы данных позволит усилить персональную ответственность должностных лиц. К слову, о том, понес ли кто-то из чиновников рангом повыше эту самую ответственность за, мягко говоря, промахи подчиненных, из уст представителя АПК не прозвучало. Выходит, летят головы только у мелких сошек… Даже с учетом того, что “вопрос ответственности руководителя должен рассматриваться взвешено”, как не раз заявляли в Агентстве по делам госслужбы. Но рыба ведь, как известно…

Беспокоит антикор и такая мысль: порядок и механизмы оплаты труда бюджетников в регионах, по сути, однотипны, а потому можно смело проецировать выявленные коррупционные риски и на другие сферы: медицину, спорт, культуру…

Елена ЛЕВКОВИЧ, Астана

А тем временем

Неожиданная отставка

Шолпан КАРИНОВА оставила должность первого вице-министра просвещения, написав заявление об увольнении. Постановление правительства не заставило себя долго ждать.

С чем связан уход Кариновой, пока непонятно. В скандалах, во всяком случае публичных, она не замечена, хотя при ней сферу образования критиковали остро. И о переходе Кариновой на новую должность на данный момент не сообщается.

- Я считаю Шолпан Каринову больше вышколенным администратором, чем человеком, который вникает в сам процесс. В настоящее время другие установки в системе образования, должна формироваться новая педагогическая культура, нужна большая работа по управлению качеством образования. Пока я не вижу ни одной доведенной до результата реформы в системе образования, за исключением подушевого финансирования и ГЧП, но то были финансовые реформы.

Связываю ее уход и с большой волной раскрываемых коррупционных нарушений. Знаем, что было во время пандемии, как закупались, например, компьютеры для школьников. Решения принимались на уровне министерства, деньги выделялись из республиканского бюджета, - прокомментировала нам президент Казахской лиги экспертов образования Гульнара АБИШЕВА, не преминув добавить: - Но это все моя субъективная точка зрения.

- Шолпан Танатовна очень опытный и сильнейший профессионал. Она не пропустила ни одной ступеньки в своей карьере: учитель, завуч, директор школы, руководитель управления образования, заместитель акима по социальной сфере, директор департамента в министерстве, вице-министр, первый вице-министр. Меритократия видна невооруженным глазом. Она также работала в НИШ. Шолпан Танатовна знает систему образования от и до, и это было очень полезно для системы. Ну и самое главное - нельзя не отметить ее человеческие качества: профессионализм, порядочность, преданность делу, - высказал свое мнение “Времени” экс-министр просвещения, ныне мажилисмен Асхат АЙМАГАМБЕТОВ.

Тогжан ГАНИ, Астана

Поделиться
Класснуть