6498

Школа абсурда

Стоимость ремонта сельской школы спустя семь лет после ее сдачи оценили больше чем в миллиард тенге: здание построили так, что переделывать нужно было почти всё! Но уголовное дело о хищении завершилось тем, что за решеткой оказались “самые крайние” два брата-ремонтника.

Школа абсурда

Новое здание средней школы имени Құтпанұлы в поселке Жибек Жолы Акмолинской области радовало недолго. Строили школу три года, сдали в 2012-м.

И в первый же отопительный сезон стало ясно: здание совершенно не предназначено для нормальной работы.

- Я начал писать куда только можно в 2017 году, - говорит местный активист Мухамедия САДЫБЕКОВ. - Дети сидели на занятиях одетыми, так было холодно! В подвале все время стояла вода, на стенах - трещины, утепления толком нет. Но со стороны местных чиновников тогда не было никакой реакции. А учителей, которые жаловались, даже преследовали. Спустя два года я написал в администрацию президента.

После этого за бедовую школу взялись всерьез: назначили комплексное техническое обследование. Результат получился удручающим.

Когда обследовали школу весной 2019 года, то обнаружили, что в четырех блоках из пяти стены кривые, отклонения по вертикали кое-где составили почти 10 сантиметров! Это согласно строительным нормам очень серьезное превышение. А в целом состояние наружных стен оценили как предаварийное: дефекты обнаружили и в их ограждающих конструкциях.

Новые батареи в новой школе сразу выглядели не очень новыми.

Кроме этого эксперты в одном из блоков школы рекомендовали установить маяки, каждый день контролировать конструкцию и, главное, ограничить там пребывание людей. Еще одно опасное место в школе - лестница. Опорная балка лестничной площадки была выполнена не по проекту, и должной опоры у нее нет.

Утепление стен тоже сделали как попало: толщина слоя по проекту должна была сос­тавлять 120 мм, а уложили 100 мм.

Весь кровельный слой вздулся. Специалисты отметили в заключении, что крышу смонтировали неправильно, не сделали разуклонку: неудивительно, что она протекала и пропускала холод.

На момент обследования был неисправен узел управления котельной, не работали теплообменники для горячего водоснабжения. По оценкам экспертной организации, котельная работала с низкой эффективностью ввиду “неправильной схемы системы отопления, сделанной не по проекту”. Батареи оказались забитыми. Ну и, конечно, не было в этой котельной никакой системы автоматического пожаротушения и вентиляции.

Пластиковые окна тоже установили кое-как: криво, неравномерно запенив. Двери в классах от холода и сырости разбухли и уже не закрывались. Плитка на полу потрескалась, а кое-где отвалилась, линолеум оторвался, а пол первого этажа во всей школе и вовсе остался без утеплителя. Не стали заморачиваться и с устройством покрытия пола в подвале.

Всю кровлю пришлось переделывать.

Вентиляция в школе не работала вообще. В отчете сказано, что “в связи с отсутствием и неисправностью вентиляционного оборудования”. Получается, что и систему вентиляции в здании, где долгое время находятся дети, сделали просто для виду.

На воззвания активиста Садыбекова наконец-то обратили внимание в акмолинской антикоррупционной службе. Но выяснять, почему школу семь лет назад построили тяп-ляп, а приняли без проблем, не стали. Вместо этого назначили аудит… в районном отделе образования за 2018 год. Он показал ущерб в 5 миллионов 561 тысячу тенге. Никаких дальнейших мер не последовало.

А вот в районном акимате крепко задумались: по результатам технического обследования школы в Жибек Жолы требовалось больше миллиарда тенге для устранения всех дефектов. Ремонт по цене новой школы проводить не было никакой возможности. Но и оставлять здание в таком состоянии нельзя. Тогда решили отремонтировать самое важное - крышу и отопление.

Но найти в бюджете деньги - в общей сложности 158 миллионов тенге - оказалось лишь полдела. Такие масштабные работы тянут на капитальный ремонт, а у чиновников на руках нет ни проектно-сметной документации, ни договоров по авторскому и техническому надзору. Уже был апрель, работы надо начинать в мае, чтобы успеть к началу нового учебного года.

И тогда положенными по закону процедурами решили пренебречь. Так капитальный ремонт на бумаге превратился в текущий. А ремонт фасада, который заложили изначально, путем замены обернулся ремонтом системы отопления.

Уже в суде выяснится, что экспертиза ПСД ремонта на 158 миллионов тенге была поддельная: свою подпись не признал ни директор, ни специалист экспертной организации. Но тогда пакет документов был собран в срок, работы поручили местному филиалу РГП “Енбек”, чтобы те наняли уже зарекомендовавших себя на ремонте соцобъектов братьев Нурлана и Сабита ЖАМАНЧАЛОВЫХ.

Переложить крышу, установить новые котлы, перебрать батареи и трубы тогда успели к началу учебного года. Всего по договору был освоен 141 миллион тенге. А через пару месяцев в антикоррупционной службе зарегистрировали дело по факту хищения и халатности при ремонте средней школы в поселке Жибек Жолы.

Стоило полагать, что антикор заинтересуется тем, как виртуозно чиновники обошли предусмотренные законом процедуры. Однако борцы с коррупцией решили копать в другом направлении и выяснить, сколько украли на ремонте школы тем летом.

Первая же экспертиза, для проведения которой следователь антикора САХАРИЕВ привлек частную компанию “Казтех­аудит”, показала, что умыкнули аж 42 миллиона тенге. Интересно, что в рамках этого дела была назначена еще одна аналогичная экспертиза. Ее проводила эксперт национального центра при Минюсте ЖЫЛКИБАЕВА. Причем свои подсчеты она проводить не стала, воспользовалась данными, которые собрали сотрудники “Казтехаудита”. Но итоговый результат получился в четыре раза меньше - 10 миллионов тенге.

- Лишь во время допроса в суде выяснилось, что ни у одного из экспертов компании “Казтехаудит” нет лицензии на этот вид деятельности! - говорит адвокат Нурум КАЗБЕКОВ. - Почему следствие решило обратиться за услугами именно к этой компании? Какую сумму заплатили ей за работу, этого мы так и не выяснили. Их вообще следует привлечь к ответственности за занятие предпринимательской деятельностью без лицензии. Но вместо этого им оплачивают работу и заключение таких ­экспертов кладется в основу обвинения!

Зачем по одному и тому же делу проводить две идентичные экспертизы, большой вопрос. Но ни одна из них не пропала зря: на той, что провел “Казтехаудит”, базируется обвинение Жаманчаловых и руководителя филиала “Енбек” Кайрата АСМАГИЕВА, а та, которую завизировала государственный эксперт, легла в основу обвинения того же Асмагиева и двух руководителей районного отдела образования.

Теперь по одному и тому же факту - ремонту школы - есть два уголовных дела с абсолютно разным ущербом. Причем директор филиала “Енбек” привлекается по обоим.

Удивительно, но в таком виде материалы были направлены в суд. И еще полгода в соседних залах районного суда рассматривали, по сути, одно и то же дело - графики процессов приходилось составлять так, чтобы участники заседаний успевали побывать на обоих!

Когда судебное следствие зашло в тупик, выяснив, что в одном деле эксперты без лицензии, а в другом - расчеты по замерам этих псевдоэкспертов, материалы были возвращены прокурору для прекращения. В отношении чиновников районного отдела образования дело закрыли, а вот Асмагиев и Жаманчаловы вынуждены были продолжить гонку.

Дело в том, что в надзорном органе провели дополнительную экспертизу. Так возникла еще одна сумма ущерба, которая не совпала ни с одной предыдущей, - 26 миллионов тенге. В результате ремонтников и руководителя “Енбека” судья Медет БИМЕНДИН приговорил к семи годам тюрьмы каждого за хищение. В областном суде, впрочем, этот приговор не устоял: никакого дополнительного сбора доказательств прокуратура проводить не имела права. И тогда в апелляции дело начали расследовать с самого начала.

Так появилась еще одна оценка: опытный сметчик-строитель САКЫБАЕВ по заданию суда определил, сколько сделано по факту, и вывел 8 миллионов ущерба. Правда, в описательной части своего заключения уточнил, что “нельзя считать его достоверным”. Грамотный специалист сразу определил, что это ремонт капитальный, а в программу его пришлось забивать как текущий. Отсюда и разница в итоговом результате как минимум в пять процентов.

Однако подсудимых все равно признали виновными, но срок снизили до четырех с половиной лет из-за того, что сумма ущерба стала меньше. Те заявили, что ничего не украли, а проблемную школу ремонтировали на совесть, и собираются отстаивать свою правоту в Верховном суде.

Уже четвертый год идут разборки вокруг ущерба, который точно никто не может установить.

В школе стало теплее и крыша уже не течет. Но в подвале до сих пор вода, да и с остальными пунктами из заключения техспециалистов надо что-то делать.

Ситуация замерла, а в дела давно минувших дней никто не хочет вникать. В исследовании 2019 года в пункте “история объекта” сказано: отсутствует информация о застройщике. Исполнительная документация за период строительства тоже не сохранилась.

Ульяна АШИМОВА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть