4537

Двигатель регресса

Двигатели и гироблоки на ракетные комплексы, которые ремонтировали на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (ПЗТМ), подрядился поставить местный ипэшник! Двигатели оказались мало того что неподходящие, так еще и без документов, а гироблоков на заводе и вовсе не дождались. Зато гендиректору ПЗТМ тот ипэшник без задержек поставил 45 миллионов тенге.

Двигатель регресса

На Петропавловском заводе тяжелого машиностроения - некогда флагмане отечественной промышленности - в последние годы сплошные проб­лемы. ПЗТМ пережил несколько безуспешных попыток приватизации, но его единственным акционером так и осталось АО “НК “Казахстан инжиниринг”.

В начале 2020 года здесь провели модернизацию оборудования на общую сумму 4,5 миллиарда тенге. Казалось, теперь-то все будет хорошо: завод сможет выполнять заказы нефтяных и энергетических предприятий, а еще вернуть себе славу нау­ко­емкого и высокоточного производства.

Но уже в следующем году на ПЗТМ месяцами задерживали зарплату, потом случилось массовое сокращение сотрудников. В пресс-службе предприятия объясняли это тем, что завод стоит без заказов.

Что не так было с модернизацией, раз предприятие в результате оказалось не у дел, до сих пор не разобрались, хотя робкие попытки были. Зато события, которые происходили на заводе чуть позже, превратились в тома уголовного дела.

Когда ПЗТМ переживал один из самых сложных своих периодов - задержку зарплат и массовый исход сотрудников, предприятию привалил спасительный заказ. Сюда на ремонт отправили ракетные комплексы. Нужно было заменить три двигателя на “Точках-У” и пять гироблоков в системах прицеливания. Но завод, у которого несколько модернизированных производственных корпусов, конструкторское бюро и коллектив из 300 человек, ничего из этого не выпускает и вынужден искать поставщиков за рубежом.

Запчасти должны были прийти из Украины. Но в феврале 2022 года это стало невозможным. Зато в Петропавловске нашелся предприимчивый ипэшник со связями в руководстве ПЗТМ.

Александр САВИН был лично знаком с Ириной КОВАЛЕВОЙ, которую за полгода до этого новый гендиректор АО “ПЗТМ” Айдын ОРАЗХАНОВ повысил с начальницы отдела маркетинга до исполнительного директора предприятия. Сейчас эта троица - подсудимые по делу о взятке в особо крупном размере.

Летом 2022 года Савин подписал с заводом два договора на общую сумму почти 300 миллионов тенге. Закупку проводили, конечно, способом из одного источника, сразу перечислили 70-процентный аванс. В материалах уголовного дела указано, что генеральный директор Оразханов оценил откат в 80 миллионов тенге. Первый транш в размере 45 миллионов Савин передал ему через Ковалеву незамедлительно.

А вот поставка оборудования сильно затянулась. Двигатели на заводе ждали несколько месяцев! В декабре 2022 года их все-таки доставили, но совершенно не те, которые заказывали, а гораздо менее мощные. Более того, поставщик не предоставил никаких документов. И даже сейчас, когда расследование завершено, происхождение этих движков неясно. Есть информация, что Савин притащил их из России, умудрившись еще и беспрепятственно перевезти через границу.

Но, вместо того чтобы выкатить поставщику претензию, на ПЗТМ стали думать, как же поставить на ракетный комплекс не соответствующий техспецификации двигатель. К мозговому штурму подключились первый замгендиректора Михаил ВОЙСКОВОЙ и руководитель технического отдела завода Андрей ЗАБОРОВСКИЙ. И придумали!

На двигателе с маркировкой 5Д20Б240 просто сточили номер и выбили нужный: 5Д20К-300. С обязательным в таких случаях входным контролем перед установкой решили не заморачиваться. Один отремонтированный таким образом ракетный комплекс, кстати, успели передать в Мин­обороны. И, судя по материалам уголовного дела, в казахстанской армии об этой “досадной оплошности” не в курсе: никакой информации об отзыве техники нет.

А ведь когда в конце 2022 года инженеры завода перебивали номера на двигателях без документов, сотрудники местного департамента экономических расследований (ДЭР) уже вовсю пасли эту компанию.

Спустя почти два года с того момента, как ПЗТМ взялся за ремонт военной техники, готов только один ракетный комплекс, да и тот с двигателем сомнительного происхождения. Гироблоки для систем прицеливания и вовсе не были доставлены Савиным на завод. Но терпеливые следователи ДЭР не прекратили прослушку даже после того, как Оразханов с ПЗТМ уволился.

Генерального директора Айдына Оразханова попросили на выход в марте 2023 года решением совета директоров АО “НК “Казахстан инжиниринг” после проведенного на заводе аудита. Кстати, именно та мартовская проверка и заставила гендиректора “вспомнить” о втором договоре с поставщиком Савиным.

Пять гироблоков общей стоимостью 246 миллионов тенге должны были быть доставлены еще в сентябре 2022 года. Для ревизоров быстренько задним числом состряпали допсоглашение о продлении сроков поставки. Но свое кресло Оразханов все равно не сохранил, а у Савина возникли серьезные проблемы: дорогущие гироблоки нужно было срочно где-то достать.

К такому повороту ипэшник, который уже откатил 45 миллионов тенге, был совершенно не готов и поставил теперь уже бывшему бастыку ультиматум: либо он решает вопрос, либо возвращает деньги. Оразханов выбрал второе.

И 1 мая в Петропавловск из Астаны вылетел человек с рюкзаком, в котором было 100 тысяч долларов наличными. Это был старый знакомый Айдына Оразханова, бывший сотрудник правоохранительных органов, а ныне адвокат Даулетбек ТАМПИЕВ. Деньги он должен был передать Ковалевой, а та - вернуть их Савину. Но не вышло: Тампиева задержали сотрудники ДЭР, да еще и завели уголовное дело по факту укрывательства коррупционного преступления.

От этой статьи Тампиеву спустя несколько месяцев удалось отбиться. Но те 100 тысяч долларов наличными, что привез адвокат в своем рюкзаке, сейчас хранятся в североказахстанском ДЭР и проходят основным вещдоком по делу о взятке на ПЗТМ.

Подсудимых в деле трое. Савин обвиняется в даче взятки, Оразханов - в ее получении. Действия Ковалевой, через которую они передавали пакеты с деньгами, квалифицировали как пособничество, а это очень серьезно: от 10 лет лишения свободы. Но в этом деле следователи ДЭР совершенно не дали оценку роли первого заместителя генерального директора АО “ПЗТМ” Михаила Войскового.

А ведь именно он подписывал оба договора с Савиным, именно он принимал непосредственное участие в переделках двигателей, он составлял и задним числом подписывал допсоглашение о том, чтобы продлить сроки поставки гироблоков, хотя к тому времени уже не работал на ПЗТМ. Словом, был очень даже в курсе и активно участвовал во всей этой истории.

В суде бывшего первого зама, а ныне гендиректора другого петропавловского завода - ТОО “Казтехмаш” - Михаила Войскового допрашивали первым. Это был долгий и эмоциональный допрос. И свидетель в конце концов признался, что весь этот год, пока шли неглас­ные следственные действия, сотрудничал с ДЭР. Что именно побудило его это сделать - не уточнил.

Но на ПЗТМ все еще помнят о том, как незадолго до этих событий тот же ДЭР расследовал здесь дело о хищении при поставке станков в период модернизации. Войсковой в тот период работал на заводе в должности главного инженера, а потом и первого зама. Какое решение было принято по этому делу, широкой общественности неизвестно. Но после допроса Войскового в суде материалы того расследования решено было истребовать.

Тем временем, по сообщению Минобороны, на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения создается ракетный комплекс залпового огня с высокоточными ракетами с дальностью стрельбы до 300 км. Ждем подрыва обороноспособности страны и новых уголовных дел?

Ульяна АШИМОВА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть