1855

Только задним числом

Дорожные развязки в Шымкенте, бум строительства которых продолжается уже четвертый год, как выяснилось, строят быстрее, чем изымают землю у собственников под них. Так, под очередное транспортное кольцо в районе нового микрорайона “Шымсити” пошел и частный участок предпринимателя, купившего его для собственного бизнеса. В итоге бизнес-планам не суждено было сбыться, равно как и получить причитающуюся компенсацию.

Только задним числом
Та самая развязка.

В земельный передел попал и руководитель пары строительных тэоошек Нуржан АСТАНАКУЛОВ, купивший в декабре 2022 года чуть больше 30 соток в 189-м квартале на окраине Шымкента. Целевое назначение - проектирование и строительство аптеки, магазина, тойханы - вполне отвечало его планам на этот участок. Но и у акимата, как выяснилось позже, тоже были планы, и распространялись они в том числе и на надел Астанакулова.

Квартал к тому времени уже активно застраивался, и власти задумали не только расширить полотно дороги республиканского значения, но и построить на ней новое транспортное кольцо. О том, что чиновники его опередили, Нуржан узнал лишь по факту, когда приехал на свой участок с инженерами планировать стройку. То есть его даже не сочли нужным поставить в известность: ни уведомлений, ни постановлений об изъятии земли он не получал.

Вполне возможно, планы на этот участок у властей появились раньше, чем Астанакулов стал его владельцем, но никаких обременений наложено не было. Участок он купил, оформил, и земля до сих пор значится в его собственности.

- Государственные органы фактически совершили захват земельного участка собственника, - считает заместитель директора палаты предпринимателей Шымкента Майя ИСАЕВА. - Земельный кодекс четко разъясняет всю процедуру принудительного отчуждения земли для государственных нужд: оценка, постановление об изъятии, письменное уведомление собственнику, выплата ему компенсации - и только после этого уже начало строительства.

Но два управления акимата Шымкента - пассажирского траспорта и автомобильных дорог, а также архитектуры и земельных отношений - решили обойтись без этих формальностей, отложив их соблюдение на потом. В итоге по новому кольцу уже мчатся машины, а Астанакулов продолжает ждать соб­людения своих имущественных прав. Полгода он ведет переписку с двумя госорганами, пытаясь доказать очевидные факты.

В управлениях же не видят поводов для беспокойства: ну, подумаешь, мол, оформим задним числом. И продолжают кивать друг на друга: дескать, одни дороги строят, а другие изымают под них земли.

Так, в управлении архитектуры, градостроительства и земельных отношений в ноябре прошлого года предпринимателю пояснили, что постановление о принудительном изъятии пока еще не принято, нет и земле­устроительного проекта, который должен прежде разработать заказчик строительства дороги - управление пассажирского транс­порта и автомобильных дорог. В последнем бизнесмена поспешили заверить, что вроде как работа по изъятию его земли начата, внесена служебная записка.

После в дело вмешалась прокуратура, куда Астанакулов был вынужден пожаловаться. В январе его заверили, что постановление о принудительном отчуждении его земли все же разрабатывается. А в феврале он наконец получил уведомление об изъятии. Как долго этот процесс еще будет тянуться, неизвестно, как и то, сколько таких землевладельцев ходят по кругу, пытаясь решить судьбу своих отчужденных наделов.

Еще один владелец 20 соток Нурислам КОЛЬБАЕВ пока только мечтает с их помощью начать свой бизнес. Его участок в жилом массиве “Тассай” расположен рядом с железной дорогой, что не помешало госорганам зарегистрировать его в качестве целевого назначения под АЗС, СТО и автомойку. Впрочем, пока ему не светит поставить там даже небольшой ларек. В выдаче архитектурно-планировочного задания на легковозводимые конструкции ему было отказано: в генплане теперь там значится зона озеленения, пояс­нили в том же управлении архитектуры и земельных отношений.

Кольбаев заверил, что готов отдать под посадку деревьев чуть ли не половину своей земли, только чтобы свободную часть ему разрешили использовать под бизнес. Однако в шымкентском отделении магистральной сети филиала КТЖ заявили, что и это невозможно: дескать, охранная зона железнодорожных путей. Что, впрочем, не помешало другим предпринимателям построить в той же зоне кафе, магазины и даже АЗС, утверждает возмущенный таким избирательным подходом земле­владелец.

И тут стоит напомнить события прошлого года, когда в Шымкенте на скамье подсудимых оказались обвиняемые в получении взяток экс-сотрудники уже упомянутого управления архитектуры, градо­строительства и земельных отношений Султан МУРАТОВ и Гаухар АШЕНОВА. И погорели они на пресловутом изъятии земель под госнужды - процедура уж больно соблазнительная для нечистых на руку чиновников. За вознаграждение в пять миллионов они предложили и стоимость участка увеличить, и перечисление денег ускорить. Но в итоге землевладелец, принявший эти условия, получил в десять раз меньше - всего 1,5 млн тенге. В суде оба чиновника каялись и по приговору отделались крупными штрафами: 60 млн и 50 млн тенге соответственно.

Антикор же, изучив сферу земельных отношений, вскрыл десятки коррупционных рисков и откровенных нарушений законодательства, последствия которых, как выяснилось, разгребают до сих пор.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Шымкент

Поделиться
Класснуть